Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А05-15194/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 мая 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-15194/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 23 мая 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и         Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКХ Устьяны» на решение Арбитражного суда Архангельской области                      от 05 марта 2014 года по делу № А05-15194/2013 (судья Звездина Л.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКХ Устьяны» (ОГРН 1092907001109; далее – Общество,                             ООО «УК ЖКХ Устьяны») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене постановления главного государственного инспектора Вельского района Архангельской области по пожарному надзору  отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – Отдел) о назначении административного наказания № 306/307.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Считает, что Отделом нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008     № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указывает, что 23.08.2013 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, за несоблюдение требований пожарной безопасности в отношении находящихся в управлении Общества многоквартирных домов, расположенных в поселке Кулой. Полагает, что Отделу следовало проводить проверку в отношении всего жилого фонда, находящегося в управлении Общества в данном поселке, единовременно.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения инспектора от 24.09.2013 № 149 в отношении Общества в период с 01.10.2013 по 28.10.2013 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. С распоряжением представитель Общества ознакомлен 17.10.2013.

В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в домах по адресам: ул. Кооперативная, д.16, ул. Строительная, д. 10:

1) не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) стен и потолков коридоров и лестничных клеток, отсутствует акт проверки качества огнезащитной обработки, что является нарушением частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), пункта 3.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее – Правила № 170);

2) лестница для выхода на чердак выполнена из дерева, что является нарушением частей 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ, пункта 8.4 Строительных норм и правил Российской Федерации «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*);

3) допущено хранение горючих материалов на лестницах и на лестничных клетках, что является нарушением пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390                                     «О противопожарном режиме» (далее – Правила № 390);

4) допущена открытая прокладка кабелей и проводов на лестничных клетках, что является нарушением частей 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ, пункта 14.11 Свода правил по проектированию и строительству «СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренного и рекомендованного к применению постановлением Госстроя РФ от 26.10.2003 № 194 (далее - СП 31-110-2003);

5) допущено использование светильников без предусмотренных конструкцией колпаков (рассеивателей) в коридоре, что является нарушением пункта 42 Правил № 390.

Кроме того, в ходе проверки, проведенной по адресам: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Ленина, д. 3, 41, 46А, 46Б, 59, 61; ул. Строительная, д. 3, выявлены нарушения целостности дымовых труб над кровлями данных жилых домов, что является нарушением частей 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ, пункта 4.9.1.3 Правил № 170 (нарушение 6).

По результатам проверки составлен акт от 28.10.2013 №149, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований пожарной безопасности, и выданы предписания  от 28.10.2013 №149/1/1 и №149/1/2 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Уведомлением от 28.10.2013 № 447, направленным в адрес Общества по почте и врученным 29.10.2013, Общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Отдела в отсутствие законного представителя Общества 13.11.2013 составлены протоколы № 306, 307 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена соответственно частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административных правонарушениях, главный государственный инспектор Отдела в присутствии законного представителя Общества вынес постановление от 22.11.2013 № 306/307 о привлечении ООО «УК ЖКХ Устьяны» к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб. в соответствии с санкцией части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

На основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 20.4 названного Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ)  и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под противопожарным режимом понимаются требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

В силу части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Следовательно, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статья 1 Закона № 69-ФЗ к требованиям пожарной безопасности относит специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами № 390.

Судом первой инстанции установлено, что в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечения сохранности, надлежащего управления, сохранения и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования мест общего пользования придомовой территории, решения вопросов пользования имуществом собственников помещений между Обществом и администрацией муниципального образования «Кулойское» 18.03.2010 заключен договор управления многоквартирным домом. Из пункта 4.1 названного договора следует, что Общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в 162-х многоквартирных жилых домах. В число данных многоквартирных домов входят дома, расположенные по адресам: Архангельская область, Вельский район, поселок Кулой, ул. Кооперативная, д.16; ул. Строительная, д. 10, 3;       ул. Ленина, д. 3, 41, 46А, 46Б, 59, 61.

Доводы подателя жалобы о том, что в период с 09.07.2013 по 26.07.2013 в отношении Общества проводилась плановая выездная проверка, в рамках которой проверялся жилой фонд, находящийся в управлении Общества, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.

На основании пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Закона № 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора не подлежат применению.

В силу статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Из абзаца второго указанной статьи следует, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности (на лесных участках, на подземных объектах, при

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А05-15621/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также