Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А05-13836/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 апреля 2014 года г. Вологда Дело № А05-13836/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 21 апреля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Комаровым О.С., при участии от открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» Копышевой Ю.В. по доверенности от 23.09.2013 № 74-Д, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2014 года по делу № А05-13836/2013 (судья Дмитревская А.А.), у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН 1097746772738; далее – ОАО «ФПК», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; далее – Управление, антимонопольный орган) от 16.08.2013 по делу № 15-13. В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют общество с ограниченной ответственностью «Туристическая компания «Трэвел Клуб» (далее – ООО «Трэвел Клуб», Туристическая компания) и первичная профсоюзная организация открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» (далее – Профсоюзная организация). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления от 16.08.2013 по делу № 15-13. На антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Антимонопольный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права. ОАО «ФПК» в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заслушав представителя ОАО «ФПК», исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, в Управление поступили обращения ООО «Трэвел Клуб» от 21.02.2013 № 28 и Профсоюзной организации от 15.04.2013 № 33/75 по поводу ситуации, сложившейся относительно осуществления ОАО «ФПК» в летний период 2013 года перевозок организованных групп детей (далее – ОГД) железнодорожным транспортом из города Архангельска к месту отдыха и обратно (в детские оздоровительные лагеря и санатории), в частности в Адлеровском, Анапском, Новороссийском и Ростовском железнодорожных направлениях. Так, ООО «Трэвел Клуб» направило в ОАО «ФПК» заявки на резервирование мест и оформление проездных документов: от 21.01.2013 № 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, от 16.04.2013 № 9 (том 2, листы 122-131). В ответ ОАО «ФПК» письмом от 19.02.2013 № ФКПФО-29/26 (том 2, лист 132) сообщило Туристической компании о том, что поезда, обеспечивающие перевозку организованных детских групп в одном направлении, являются убыточными. Кроме того, выявлен дефицит подвижного состава по сети дорог, необходимого для перевозки детей. Перевозка групп детей в 2013 году специальными составами будет возможна только при возмещении расходов со стороны заказчика на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно) независимо от направления следования группы. Для сокращения расходов Обществом было предложено осуществить перевозку с организацией прибытия и отправления детских групп в одни сутки, то есть одним специализированным составом, при этом компенсация расходов необходима только за первый (завоз) и последний (вывоз) рейс. Для организации перевозки другими возможными вариантами Обществом было предложено обратиться к другим перевозчикам. Профсоюзная организация направила в ОАО «ФПК» предварительные заявки на резервирование мест для перевозки организованной группы детей от 16.01.2013 № 33/09 (уточнённая заявка от 20.02.2013 № 33/17), от 20.02.2013 № 33/18 (во изменение заявки от 16.01.2013 № 33/08), от 20.02.2013 № 33/19 (во изменение заявки от 16.01.2013 № 33/06), от 20.02.2013 № 33/20 (во изменение заявки от 16.01.2013 № 33/07) (том 1, листы 70-86). В ответ ОАО «ФПК» письмом от 19.02.2013 № ФКПФО-29/27 (том 2, лист 116) сообщило Профсоюзной организации, что поезда, обеспечивающие перевозку организованных детских групп в одном направлении, являются убыточными. Кроме того, выявлен дефицит подвижного состава по сети дорог, необходимого для перевозки детей. Перевозка групп детей в 2013 году специальными составами будет возможна только при возмещении расходов со стороны заказчика на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно) независимо от направления следования группы. Для сокращения расходов Обществом было предложено осуществить перевозку детей в составах графиковых поездов. Для организации перевозки другими возможными вариантами Обществом было предложено обратиться к другим перевозчикам или в ООО «РЖД ТУР». Также ОАО «ФПК» письмом от 11.04.2013 № 416 (том 2, лист 120) сообщило Профсоюзной организации о том, что, по Положению о порядке организации продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования от 08.07.2011, резервирование мест для перевозки ОГД производится в регулярных поездах формирования ОАО «ФПК» в объёме не более 50 % мест в вагонах одного типа (плацкартный вагон или купе). Условия перевозки специализированными детскими составами ОАО «ФПК» не объявлены. Заявки Профсоюзной организации в Москве не были утверждены. Предложено откорректировать даты выезда или заменить места в плацкартном вагоне на места в купейном вагоне. Антимонопольным органом в соответствии со статьёй 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135?ФЗ) Обществу было выдано предупреждение от 10.06.2013 № 02-04/2952 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в выставлении ОАО «ФПК» необоснованных требований о получении дополнительных финансовых средств на возмещение расходов со стороны заказчиков на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно) независимо от направления следования групп, что противоречит законодательству. Поскольку по истечении установленного срока информация об исполнении этого предупреждения в Управление не поступила, то приказом Управления от 08.07.2013 № 236 возбуждено дело № 15-13 в отношении ОАО «ФПК» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. В Управление 15.07.2013 поступило письмо Общества от 01.07.2013 № ФПКЮсуд19/188 о том, что все плановые заявки на резервирование мест и оформление проездных документов для организации перевозки групп детей в оздоровительные учреждения к месту отдыха приняты к исполнению; признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества не имеется. Принимая во внимание наличие действующей системы компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), а также предоставление ОАО «ФПК» субсидий на компенсацию потерь в таких доходах из бюджета, Управление пришло к выводу, что в рассматриваемом случае Общество не имело оснований отказывать в перевозке пассажиров (ОГД) из-за недостатка компенсационных средств и требовать возмещения расходов со стороны заказчиков. Управление установило, что представленные Обществу заявки на резервирование мест для перевозки ОГД железнодорожным транспортом соответствуют установленным требованиям, что, по мнению Управления, позволяет считать их полноценными предварительными заявками в смысле действующего законодательства. В связи с тем, что при подаче заявок ООО «Трэвел Клуб» и Профсоюзной организации в период за 45 суток фактически запрошенное количество мест в сравнении с планируемым было значительно сокращено, то все заявки были удовлетворены со стороны ОАО «ФПК». Согласно письмам Профсоюзной организации от 26.04.2013 № 33/89, от 01.08.2013 № 33/494 (том 1, листы 50, 69) организовано конструктивное взаимодействие с ОАО «ФПК» по организации перевозки групп детей к месту отдыха в детские оздоровительные учреждения в летний период 2013 года. Профсоюзной организацией 24.04.2013 были направлены откорректированные планы перевозки детей, предварительно согласованные с ОАО «ФПК». По состоянию на 26.04.2013 (а также и на 01.08.2013) все плановые заявки на резервирование мест и оформление проездных документов для организации перевозки групп детей в плацкартных вагонах приняты ОАО «ФПК» к исполнению. При этом письмом от 01.08.2013 № 33/494 (том 1, лист 69) Профсоюзная организация довела до сведения Управления информацию о том, что ОАО «ФПК» не выделило в полном объёме плацкартные места для выезда ОГД на первые смены в детские оздоровительные лагеря и в конце мая 2013 года. Профсоюзная организация была вынуждена отправить две детские группы в купейных вагонах, что привело к удорожанию стоимости проезда, притом что в общей продаже в наличии имелись плацкартные места. В соответствии с письмами ООО «Трэвел Клуб» от 01.07.2013 № 110 и от 30.07.2013 № 123 (том 1, листы 51, 87) ОАО «ФПК» был скорректирован новый план организованных детских перевозок по заявкам Туристической компании от 21.01.2013, все плановые заявки удовлетворены и приняты к исполнению, в том числе выделены специализированные составы (ОАО «ФПК» для обеспечения перевозки запрошен подвижной состав резерва). В заседании комиссии антимонопольного органа третьи лица подтвердили указанную информацию о выполнении всех плановых заявок, а также об отсутствии претензий к ОАО «ФПК». Таким образом, принимая во внимание выполнение Обществом плановых заявок ООО «Трэвел Клуб» и Профсоюзной организации на перевозку ОГД, а также отсутствие претензий к Обществу, Управление сделало вывод о добровольном устранении Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий в процессе рассмотрения дела № 15-13. Поэтому решением Управления от 16.08.2013 по делу № 15-13 (том 1, лист 36) в действиях ОАО «ФПК» признан факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в выставлении необоснованных требований о получении дополнительных финансовых средств на возмещение со стороны заказчиков расходов на перевозку железнодорожным транспортом, а именно на назначение поезда на весь маршрут следования (туда и обратно), независимо от направления следования групп, что противоречит правилам, установленным действующим законодательством. Также решено прекратить рассмотрение дела № 15-13 в связи с добровольным устранением ОАО «ФПК» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий (том 1, лист 42). ОАО «ФПК» с этим решением не согласно, так как считает, что в его действиях отсутствует нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Поэтому оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим. ОАО «ФПК» относится к естественным монополиям, поэтому оно согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ, статье 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение. Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 № 190-т ОАО «ФПК» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел 1 «Железнодорожные перевозки», под регистрационным номером 77/1/4 (том 3, лист 32). Обществу антимонопольным органом оспариваемым решением вменено в вину нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Как следует из оспариваемого решения, антимонопольный орган данное нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ усмотрел в названных выше письмах Общества от 19.02.2013 № ФПКФО-29/27 и ФПКФО-29/26 (том 2, листы 116, 132). Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что в содержании данных писем не усматривается отказа или уклонения Общества от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками). Отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами-пассажирами при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, регулируются Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111. Согласно пункту 2 этих Правил при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. К данным условиям обслуживания относится и возможность предварительной покупки билетов. Пунктом 24 названных Правил предусмотрено, что перевозчик может осуществлять продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров в поездах дальнего следования по заявкам организаций. Порядок и сроки приёма от организаций заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозки групп пассажиров, а также порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок пассажиров, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2014 по делу n А05-10538/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|