Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу n А66-8482/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-8482/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 15 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис» Ивановой Л.В. по доверенности от 03.03.2014, от Главы города Ржева Маслаковой Е.Н. по доверенности от 16.09.2013, от Ржевской городской Думы Маслаковой Е.Н. по доверенности от 16.09.2013, от администрации города Ржева Дурмановой Н.Н. по доверенности от 25.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торгсервис» на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 декабря 2013 года по делу № А66-8482/2012 (судья Белова А.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Торгсервис» (ОГРН 1036944001277, далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Главе города Ржева, Ржевской городской Думе о признании незаконным отказа Главы города Ржева председателя Ржевской городской Думы, выраженный в письме от 23.05.2012 исх. № 98/04-02, в исключении нежилого помещения, расположенного по адресу: Тверская область, город Ржев, ул. Ленина, д. 28, помещение № 1, площадью 276, 6 кв. м, с кадастровым номером помещения 69:46:0070231:200, из Перечня муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, утвержденного решением Ржевской городской думы от 30.12.2008 № 255, и возложении обязанности на Главу города Ржева как председателя Ржевской городской Думы и Ржевскую городскую Думу принять все законные меры согласно представленным полномочиям к исключению нежилого помещения, расположенного по адресу: Тверская область, город Ржев, ул. Ленина, д. 28, помещение № 1, площадью 276, 6 кв. м, с кадастровым номером помещения 69:46:0070231:200, из Перечня муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, утвержденного решением Ржевской городской думы от 30.12.2008 № 255.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация города Ржева.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 31 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований вновь отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в резолютивной части решения ссылок на нормативно-правовые акты, в соответствие с которыми принято указанное решение. Податель жалобы считает неверным вывод арбитражного суда о ненадлежащем способе защиты права, выбранном обществом, в связи с отсутствием у ответчиков полномочий на исключение нежилого помещения из Перечня. Кроме того, апеллянт считает ошибочным вывод суда об отсутствии нарушенных прав и интересов заявителя, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Глава города Ржева и администрация города Ржева в отзывах просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва. Представитель ответчиков пояснила, что спорное помещение находится в центре города, может выгодно сдаваться в аренду, что является одним из существенных способов пополнения бюджета муниципального образования, отчуждение его в частную собственность не целесообразно.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, по договорам аренды, заключаемым с Комитетом по управлению имуществом города Ржева с 2003 года, общество арендует нежилое помещение по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Ленина, д. 28, общей площадью 276, 6 кв. м с кадастровым номером 69:46:0070231:200.

Общество письмом от 18.05.2012 исх. № 35 обратилось к Главе города Ржева с заявлением об исключении арендуемого помещения из Перечня муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 30.12.2008 № 255 (далее – Перечень), а также о внесении изменений в решение Ржевской городской Думы от 29.12.2011 № 161 «Об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Ржева на 2012 год» путем включения в него нежилого стационарного помещения по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Ленина, д. 28, общей площадью 276, 6 кв. м с кадастровым номером 69:46:0070231:200, для предоставления возможности реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Письмом от 23.05.2012 № 98/04-02 Глава города Ржева сообщил о невозможности исключения помещения из Перечня со ссылкой на Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования город Ржев, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 12.08.2004 № 226, Устав города Ржев Тверской области и обязательность исполнения данного муниципального правового акта.

Общество, считая указанные в данном письме причины отказа необоснованными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с учетом принятых судом уточнений.

Ранее постановлением Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 10.06.2013 решение Арбитражного суда Тверской области от 25.12.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу № А66-8482/2012 были отменены, заявление общества направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следовало уточнить у заявителя его требования, установить круг обстоятельств, подлежащих исследованию по делу для правильного разрешения спора, исследовать эти обстоятельства, и с учетом доводов сторон дать им правовую оценку, определить круг заинтересованных лиц участвующих в деле, с учетом полномочий органов муниципальной власти на принятие оспариваемого Перечня, решить вопрос о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

Суд первой инстанции при новом рассмотрении в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа Главы города Ржева выраженного в письме от 23.05.2012 (т.3, л.74, 104) и возложении обязанности на обоих ответчиков принять все законные меры к исключению спорного нежилого помещения из Перечня отказал, поскольку Глава города Ржева не обладает полномочиями по изменению решений Ржевской городской Думы, а также в связи с отсутствием нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.  

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Согласно статье 3 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ) перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В силу части 4.2 той же статьи государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Согласно пункту 4.1 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования город Ржев, утверждённого решением Ржевской городской Думы от 12.08.2004 № 226, Ржевская городская Дума осуществляет, в частности,  следующие полномочия: утверждает программу приватизации муниципальной собственности; утверждает реестр объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению.

Решением Ржевской городской Думы от 30.12.2008 № 255 утвержден Перечень муниципального имущества города Ржева Тверской области, не подлежащего отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество (далее - Перечень).

В указанный Перечень включено спорное нежилое помещение на первом этаже жилого многоэтажного дома по  адресу: улица Ленина, дом № 28.

Полномочия Главы города Ржева определены статьёй 39 Устава города Ржева Тверской области, принятого решением Ржевской городской Думы от 09.08.2005 № 50.

Таким образом, Перечень с указанием конкретных объектов недвижимого имущества утвержден компетентным органом местного самоуправления Ржевской городской Думой.

Требований о признании незаконным соответствующего пункта указанного нормативного акта истцом не заявлено.

То обстоятельство, что в силу статьи 31 Устава города Ржева Тверской области  Глава города Ржева исполняет полномочия председателя Ржевской городской Думы, не предоставляет ему право отменять или изменять решения Ржевской городской Думы.

Поскольку Глава города Ржева не наделен правом отменять или изменять решения, принятые Ржевской городской Думой, то Глава города Ржева не мог, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, исключить спорное помещение из Перечня. Следовательно, оспариваемый обществом отказ не противоречит требования действующего законодательства.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции общество не доказало, что оспариваемый отказ (и само по себе включение помещения в Перечень) нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как за реализацией права выкупа спорного помещения в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ, к моменту возникновения спора не обращалось. Отказ на соответствующее заявление общества получен лишь 02.04.2013 и обжалуется им в рамках дела № А66-7749/2013 (в настоящее время приостановлено).

Помимо этого, следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенную в пункте 5 информационного письма от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - информационное письмо от 05.11.2009 № 134) и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 № 9646/11.

Согласно абзацу 2 пункта 5 указанного письма суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

Следовательно, сам по себе оспариваемый отказ Главы города Ржева выраженный в письме от 23.05.2012 не является препятствием для реализации права общества на приватизацию спорного объекта недвижимости.

В отношении Ржевской городской Думы истец просит обязать ее принять все законные меры согласно представленным полномочиям к исключению нежилого помещения, расположенного по адресу: Тверская область, город Ржев, ул. Ленина, д. 28, помещение № 1, площадью 276, 6 кв. м, с кадастровым номером помещения 69:46:0070231:200, из Перечня муниципального имущества города Ржева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу n А13-11050/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также