Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А13-9398/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 февраля 2014 года

г. Вологда

  Дело № А13-9398/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и                 Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Надежда плюс» Добрякова С.Н. по доверенности от 09.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Надежда плюс» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября              2013 года по делу № А13-9398/2013 (судья Парфенюк А.В.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Надежда плюс» (ОГРН 1083528006957; далее – общество,                                      ООО «МЦ «Надежда плюс») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440; далее – комитет, КУИ г. Череповца) о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:118, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и направления в адрес общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:118, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 06.05.2013, отраженной в кадастровом паспорте от 19.04.2013                                     № 3500/301/2013-66730.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – управление росреестра, управление), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», учреждение), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября              2013 года по делу № А13-9398/2013 требования ООО «МЦ «Надежда плюс» удовлетворены частично, а именно:  признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ) действия комитета по отказу обществу в приватизации спорного земельного участка, выраженные в письме от 03.06.2013 № 08-01-33/565; на                             КУИ г.Череповца возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «МЦ «Надежда плюс» путем повторного рассмотрения представленного обществом в комитет заявления от 06.05.2013 (регистрационный № 491/08-01-32) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:0118.                         В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.

ООО «МЦ «Надежда плюс» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции в отказанной части его отменить, и требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование своей позиции ссылается на то, что цена выкупа испрашиваемого земельного участка подлежит определению исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости на дату обращения общества с заявлением о выкупе. Последующее внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка не влияет на порядок определения его выкупной стоимости.

Департамент, комитет в отзывах на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

КУИ г.Череповца,  управление росреестра, департамент, ФГБУ «ФКП Росреестра» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, управление и учреждение заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела, ООО «МЦ «Надежда плюс» является собственником двухэтажного нежилого здания общей площадью 790,3 кв. м, инвентарный № 2077, литера А, условный номер 35-35-12/004/2012-301, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 19 «Б» (свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2013 серии  35-АБ № 326705).

Названное нежилое здание расположено на находящемся в муниципальной собственности земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 3102 кв. м, кадастровый номер 35:21:0401014:118, разрешенное использование - эксплуатация здания. Земельный участок закреплен за обществом на праве аренды (договор аренды земельного участка от 12.03.2013 № 13879 и соглашение от 20.03.2013 к нему).

ООО «МЦ «Надежда плюс» обратилось в комитет с заявлением от 06.05.2013 о предоставлении в собственность данного земельного участка с приложением необходимых документов.

Письмом от 03.06.2013 № 08-01-33/565 комитет отказал обществу в предоставлении испрашиваемого участка в собственность, сославшись на несоответствие кадастровой стоимости указанного земельного участка (1 руб.), определенной на основании имевшихся в государственном кадастре недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка («Эксплуатация здания»), его целевому использованию. При этом указал, что КУИ г.Череповца принято решение об уточнении целевого использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием. После внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости ООО «МЦ «Надежда плюс» вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества как собственника нежилого здания,  расположенного на испрашиваемом земельном участке, ООО «МЦ «Надежда плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 (далее – Перечень документов).

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.

В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Исчерпывающий перечень оснований, препятствующих приватизации земельного участка, предусмотрен пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

  По настоящему делу общество как собственник объекта недвижимости, имеющеий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в комитет полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.

Указанные КУИ г. Череповца в письме от 03.06.2013 № 08-01-33/565 основания для отказа не свидетельствуют о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для отказа обществу в приватизации вышеуказанного земельного участка. Комитет в отзыве на заявление подтвердил, что не имеется предусмотренного действующим законодательством запрета на приватизацию спорного земельного участка.

Следовательно, у КУИ г. Череповца не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 данного Кодекса.

Поскольку препятствий для реализации права, предусмотренного названной статьей не установлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия комитета по отказу                                  ООО «МЦ «Надежда плюс» в приватизации земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:118, выраженные в письме от 03.06.2013                                   № 08-01-33/565, не соответствуют закону и нарушают права общества на приобретение указанного земельного участка в собственность.

В порядке устранения нарушений прав и законных интересов общество просило подготовить и направить в адрес ООО «МЦ «Надежда плюс» проект договора купли-продажи данного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости на момент подачи заявления в комитет (06.05.2013) в размере 1 рубля, отраженной в кадастровом паспорте от 19.04.2013                              № 3500/301/2013-66730.

На основании пунктов 1.1, 1.2 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).

В силу пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 во исполнение пункта 11 Правил утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания), которыми установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов их разрешенного использования.

Результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области утверждены приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, вступившим в силу с 18.01.2013. В соответствии с приложением № 1 к вышеуказанному приказу (позиция 285881) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:118 установлена в размере                   1 рубля.

Из отзыва департамента на заявление следует, что при расчете указанной кадастровой стоимости испрашиваемый обществом земельный участок отнесен к 16 группе видов разрешенного использования.

Действительно, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, поименованных в подпункте 1.2.16 Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной 1 рублю за земельный участок (пункт 2.5 Методических указаний).

В то же время данная стоимость определена названным пунктом  Методических указаний для земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельных участков земель резерва, земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережными.

Спорный земельный участок к таким участкам отнесен быть не может.

Согласно письму управления от 17.05.2013 № 15/15-20/7257 при отнесении земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401014:118 к группе видов разрешенного использования исполнителем оценочных работ допущена ошибка, так как формулировка состава 16 группы разрешенного использования не предполагает размещение на земельном участке объекта капитального либо незавершенного строительства.

Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                          «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.

Выявленная ошибка в установлении кадастровой стоимости

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А44-5035/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также