Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу n А44-5194/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-5194/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 25 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 декабря 2013 года по делу № А44-5194/2013 (судья Деменцова И.Н.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН 1125321001431; далее – Общество) обратилось  в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094), Российской Федерации  в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) о взыскании                                         671 480 руб. 80 коп. задолженности по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области.

После неоднократного уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) истец просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации                   355 884 руб. 82 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой граждан, которым были предоставлены льготы на основании нормативных правовых актов Российской Федерации (федеральных льготников), и с Новгородской области  в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области 315 595 руб. 98 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой граждан, которым были предоставлены льготы на основании нормативных правовых актов Новгородской области (региональных льготников).

Уточнение исковых требований принято судом.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 11.12.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 355 884 руб. 82 коп.  убытков и 8707 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 315 595 руб. 98 коп. убытков и 7721 руб. 92 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением не согласилась и обратилась с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- с 2005 года на федеральном уровне в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан имеются лишь нормы, регламентирующие порядок перечисления денежных средств между публично-правовыми образованиями. При этом указанные нормы не регулируют отношения с транспортными организациями, а также отношения по предоставлению гражданам льготного проезда. Указанные нормы регулируют лишь отношения в рамках межбюджетных правоотношений, в которых истец, являясь коммерческой организацией, не участвует;

- на федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы в виде проезда отдельных категорий граждан на общественном транспорте, а, следовательно, порождающие обязательства Российской Федерации по возмещению транспортных расходов транспортных организаций согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Общество, Департамент транспорта и связи Новгородской области в отзывах на жалобу возражали относительно ее удовлетворения. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа Великий Новгород, Новгородского муниципального района, Крестецкого городского поселения и Крестецкого муниципального района на основании соответствующих договоров, заключенных с администрациями Великого Новгорода, Крестецкого городского поселения и Крестецкого муниципального района.

Во 2 квартале 2013 года  на основании заключенных с администрациями Великого Новгорода, Крестецкого городского поселения и Крестецкого муниципального района договоров Общество осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на городских и пригородных  маршрутах, в том числе перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном  транспорте на основании ЕСПБ.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 14.12.2012 № 79/1 (в редакции постановления от 09.04.2013 № 12) установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Новгородской области в размере: в городском сообщении (за исключением городского округа Великий Новгород) – 14 руб. за одну поездку (с НДС); в пригородном сообщении – 2 руб. 50 коп. за один пассажирокилометр (с НДС); в городском сообщении на территории городского округа Великий Новгород – 16 руб. за одну поездку (с НДС).

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 05.03.2013 № 4/1 Обществу установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории городского округа Великий Новгород в размере 16 руб. за одну поездку (с НДС).

В соответствии с постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области» (в редакции от 30.04.2013 № 302, действующей в спорный период) (далее – Порядок) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета (далее – субсидия).

На основании представленных Обществом отчетов о транспортной работе за 2 квартал 2013 года Департаментом транспорта и связи Новгородской области произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате данному предприятию за указанный период. При расчете Департаментом учтены  транспортная работа Общества; общая транспортная работа за квартал, выполненная всеми перевозчиками в городском округе Великий Новгород и Новгородском муниципальном районе, а также в городском и пригородном сообщении в Крестецком муниципальном районе; общее количество проданных ЕСПБ за квартал, реализованных  на территории городского округа Великий Новгород и Новгородского муниципального района, а также Крестецкого муниципального района (в перерасчете на месячный ЕСПБ); фактический доход, начисленный Обществу за квартал, от осуществления перевозок граждан по ЕСПБ в городском и пригородном сообщении на территории указанных муниципальных образований; действующие тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении; количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, средняя длина поездки пассажира (по пригородным перевозкам). Согласно указанным расчетам, сумма субсидии, подлежащей выплате Обществу за осуществление во 2 квартале 2013 года регулярных перевозок льготной категории граждан на территории Крестецкого муниципального района, составила 161 688 руб. 10 коп.; за перевозку льготной категории граждан в городском сообщении в Крестецком муниципальном районе – 1 397 руб. 30 коп.; за перевозки на территории городского округа Великий Новгород – 508 395 руб. 40 коп. 

Материалами дела подтверждается, что субсидия в указанном размере не была выплачена истцу в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств, что явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву и по размеру и удовлетворил их  в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.

В соответствии со статьями 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания), а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Согласно пункту 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

Пунктами 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005  предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с Постановлением № 519 в Новгородской области федеральные и региональные льготники обеспечены равной мерой социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в городском и пригородном сообщении в виде права проезда по ЕСПБ, имеющему меньшую стоимость, чем обычный проездной билет (не льготный).

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу n А13-9959/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также