Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А05-11542/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-11542/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарями судебного заседания Мазалецкой О.О. и Куликовой М.А.,

при участии от заявителя Яшева М.А. по доверенности от 09.06.2011               № 01-916, от ответчика Бартасевича А.Ю. по доверенности от 06.09.2013               № 03-80/13, Никищенкова Д.А. по доверенности от 11.06.2013 № 03-80/6,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 декабря 2013 года по делу № А05-11542/2013 (судья Калашникова В.А.),

у с т а н о в и л:

 

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» (ОГРН 1022900517793; далее – учреждение, университет) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (ОГРН 1042900018633; далее - административный орган, управление, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановлений от 05.09.2013 № 11-09-13/188  и  № 11-09-13/189 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –   КоАП РФ), а также постановления от 05.09.2013 № 11-09-13/190 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федерального казначейства по Архангельской области (далее - казначейство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 декабря 2013 года по делу № А05-11542/2013 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что университет в силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании) является резидентом, в связи с этим обязан соблюдать требования названного Закона и принятой в его развитие инструкции Центрального Банка России (далее – ЦБ РФ) от 04.06.2012             № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И).

Учреждение в отзыве на жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Казначейство в отзыве на жалобу отмечает, что органы Федерального казначейства осуществляют функции по санкционированию выплат.

Третье лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей университета и административного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, в ходе мероприятий по валютному контролю управлением  выявлено нарушение универси­тетом, как резидентом, установленной частью 2 статьи  14,  статьей 20  Закона № 173-Ф3 и пунктов  6.1 и 6.5  Инструкции №138-И обязанности по осуществлению расчетов при проведении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках и пра­вил оформления паспорта сделки.

Административным органом установлено, что 27.07.2012 учреждением (покупатель) и компанией «ЭЛОФ ХАНССОН ИНТЕРНЭШНЛ АБ», Швеция (продавец) заключен контракт № 219ИМП/12 на поставку оборудования.

Согласно пунктам 2.1 и 4.1 контракта общая стоимость товара на условиях поставки FCA (Инкотерм 2010) составила 3 230 540 шведских крон, при этом курс перерасчета стоимости из шведских крон в рубли Российской Федерации принимается по курсу ЦБ РФ на день подписания контракта обеими сторонами.

Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что покупатель производит оплату на расчетный счет продавца в следующем порядке: аванс 40% в течение 10 рабочих дней с даты подписания контракта обеими сторонами, 60% в течение 10 рабочих дней с момента получения извещения о готовности к отгрузке на основании счета продавца.

Закупка оборудования у компании «ЭЛОФ ХАНССОН ИНТЕРНЭШНЛ АБ» осуществлена университетом  за счет предоставленных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в форме субсидии, полученной по договору от 19.09.2011 № 13.G38.31.0017, заключенному учреждением и Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и в соответствии с решением конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 22.08.2011).

Общий размер субсидии составляет 90 000 000 руб., в том числе: в               2011 году - 50 000 000 руб., в 2012 году - 40 000 000 руб.

В ходе исполнения обязательств по контракту учреждением осуществлены операции через лицевой счёт, открытый в казначействе.

Платежными поручениями от 06.09.2012 № 3266518 на 6 064 705 руб.              66 коп. и от 25.12.2012 № 4111674 на 9 097 058 руб. 50 коп. денежные средства университетом перечислены  на счет продавца, открытый в ЗАО ЮНИКРЕДИТ БАНК г. Москва.  

Управление пришло к выводу о том, что поскольку в силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций должны проводиться юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 173-ФЗ, а к таковым выявленные факты не относятся, то  расчеты с нерезидентом университет должен был осуществить через банковский счет, открытый в уполномоченном банке. Помимо того, учреждению следовало оформить паспорт сделки.

 Полагая, что в действиях учреждения имеются составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и частью 6 статьи 15.25              КоАП РФ, управлением  21.08.2013 в отношении университета составлены протоколы об административном правонарушении № 162, № 163, № 164.

В связи с тем, что расчеты с нерезидентом осуществлены не через уполномоченный банк,  управлением вынесены постановления от 05.09.2013 о назначении административного наказания № 11-09-13/188 и № 11-09-13/189, которыми  университет признан виновным в совершении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание  в виде штрафа в размере 4 548 529 руб. 24 коп. и 6 822 793 руб.  87 коп. соответственно.

Постановлением  от 05.09.2013 № 11-09-13/190 университет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного   частью  6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере  40 000 руб.

Полагая постановления Росфиннадзора от 05.09.2013 №  11-09-13/188,              № 11-09-13/189 и № 11-09-13/190 незаконными, университет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, свое решение мотивировал тем, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Суд также отметил, что в силу части 5 статьи 5 Закона о валютном регулировании, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2017 № 803 «О проведении валютных операций Федеральным казначейством» (далее – Постановление № 803) на казначейство также возложены полномочий по осуществлению всех видов валютных операций. Следовательно, при осуществлении операций казначейством, несоблюдение Инструкции № 138, изданной ЦБ РФ, не свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

С такими выводами суда апелляционная коллегия не может согласиться и при рассмотрении дела исходит из следующего.

Из части 6 статьи 210 АПК РФ следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за  осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, диспозиция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ определяет ответственность как за осуществление незаконной валютной операции, так и за осуществление валютной операции, расчеты по которой произведены, минуя счета в уполномоченных банках.

В силу части  6 статьи 15.25 КоАП РФ  ответственность наступает за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.  

Целью Закона № 173-ФЗ  является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии с пунктом 9 части  статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 данного Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Университет создан в соответствии с законодательством Российской Федерации и является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.05.2011 серия 29 № 001964656.

Тот факт, что университет является юридическим лицом-резидентом и, перечисляя денежные средства нерезиденту (компании «ЭЛОФ ХАНССОН ИНТЕРНЭШНЛ АБ», Швеция) платежными поручениями от 06.09.2012                    № 3266518 на 6 064 705 руб.  66 коп. и от 25.12.2012 № 4111674 на 9 097 058 руб. 50 коп.,  совершил валютную операцию,  следует из основных понятий, изложенных в статье 1 Закона № 173-ФЗ,  и университетом не оспаривается.

Частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании определено, что  расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данной нормой (часть 2 статьи 14) предусмотрены также случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

 Данный перечень является исчерпывающим и рассматриваемая ситуация к ним не относится.

Следовательно, при осуществлении валютных операции университетом должен использоваться   банковский счет в уполномоченном банке, поскольку на него распространяются все нормы, установленные Законом № 173-ФЗ  и иными актами органов валютного регулирования.

В

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу n А13-11636/2008. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также