Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А13-11926/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-11926/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

         при участии от общества с ограниченной ответственностью «Белозерсклес» Чиж С.А. по доверенности от 25.09.2012, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Зака Ю.И. по доверенности от 31.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 декабря 2013 года по делу       № А13-11926/2013 (судья Мамонова А.Е.),

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Белозерсклес» (далее – ООО «Белозерсклес», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее - департамент)  о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2013 № 58 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Вологодской  области от 26 декабря          2013 года  заявленные обществом требования удовлетворены.

Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалобы департаменту отказать.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Белозерского районного отдела – государственного лесничества департамента на основании приказа от 06.09.2013 № 34 в целях выявления, пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства лесопользователями и иными лицами на территории лесного фонда Белозерского государственного лесничества проведено патрулирование, в том числе 10.09.2013 на территории  квартала     № 31 Белозерского сельского участкового лесничества колхоза «имени Ленина», по результатам которого оформлен акт по проведению патрулирования от 10.09.2013 № 88.

В ходе проведения  10.09.2013 в 10 час 30 мин патрулирования территории лесного фонда квартала № 31 Белозерского сельского участкового лесничества колхоза «им. Ленина» старшим специалистом второго разряда государственным лесным инспектором Колыниным А.М. выявлено нарушение при использовании лесного участка по договору аренды от 31.07.2008               № 02-02-16/253-2008, заключенному между департаментом и обществом.  Установлено, что в квартале № 31 выделе 12 делянке 1 на месте разработанной лесосеки обществом самовольно занят лесной участок и произведена разработка карьера без специального разрешения на использование лесного участка.

По факту выявленных нарушений  департаментом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.09.2013 № 58 и 18.09.2013  вынесено постановление № 58 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону вмененного обществу правонарушения образуют действия по использованию лесных участков для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых без специальных разрешений на использование таких участков.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

В статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 25 ЛК РФ к видам использования лесов отнесены заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11).

В силу части 2 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В порядке статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 № 24075) утверждены состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее – Приказ № 69), в пункте 29 которого указано, что проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

Пунктом 33 приказа предусмотрено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Таким образом, лесная декларация и проект освоения лесов разрабатываются и подаются в уполномоченный орган на основании договора аренды лесного участка, которым устанавливаются виды использования лесов. Разделы проекта освоения лесов, не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка, не разрабатываются и соответственно изменения в них не вносятся.

Частью 2 статьи 43 ЛК РФ установлено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Во исполнение части 4 статьи 43 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее – Приказ № 515), в котором содержится аналогичная норма. Без предоставления лесного участка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.

Следовательно, по общему правилу использование лесных участков для разработки полезных ископаемых осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вмененное департаментом обществу правонарушение выразилось в том, что в квартале     № 31 выделе 12 делянке 1 Белозерского сельского участкового лесничества колхоза «имени Ленина» на месте разработанной лесосеки самовольно занят лесной участок и произведена разработка карьера без специального разрешения на использование лесного участка, условие соблюдения лесохозяйственных проектов освоения лесов и оформления лесных деклараций не выполнено.

Вместе с тем материалами дела подтверждается и не оспаривается подателем жалобы, что между департаментом и обществом заключен договор аренды лесного участка от 31.07.2008 № 02-02-16/253-2008, по условиям которого департамент обязуется предоставить, а общество принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 13 948,7 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Белозерский муниципальный район, Белозерский районный отдел – государственное лесничество, в том числе Белозерское участковое лесничество, СПК имени Ленина, квартал № 31 (пункты 1, 2 договора).

Срок действия договора определен с 31 июля 2008 года до 8 июля       2052 года (пункт 24).

В силу пункта 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению 3.

В приложении 3 (с учетом дополнительных соглашений) в качестве целей использования лесов на арендуемом лесном участке указана заготовка древесины (л.д.32-71).

Следовательно, договор аренды лесного участка от 31.07.2008 не устанавливает в числе видов использования лесного участка выполнение работ для разработки месторождений полезных ископаемых.

В проекте освоения лесов разработаны мероприятия, проводимые при заготовке древесины.

Согласно лесной декларации от 17.08.2012 № 37 общество использует в период с 27.08.2012 по 16.08.2013 леса на предоставленном по названному договору в аренду лесном участке, в том числе делянки 1 в квартале 31 выдела 12 Белозерского участкового лесничества СПК имени Ленина, для заготовки древесины.

Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, проект освоения лесов и лесная декларация оформлены в соответствии с требованиями ЛК РФ, оснований для внесения изменений и оформления лесной декларации на иные виды использования лесного участка не имелось.

ООО «Белозерсклес» обратилось в департамент с заявкой о предоставлении в аренду лесных участков в квартале № 31, выделе № 12, Белозерского участкового лесничества (колхоз им.Ленина) для разработки месторождения полезных ископаемых в целях добычи песчано-гравийной смеси.

Департамент письмом от 21.09.2012 № 3056/04-03-20 отказал в заключении нового договора аренды лесного участка, ссылаясь на положения пункта 11 статьи 25 ЛК РФ, приказа Рослесхоза от 26.07.2011 № 319, статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и постановление правительства Вологодской области от 07.04.2009 № 589, поскольку предоставление лесного участка для использования с целью разработки месторождений полезных ископаемых возможно при наличии соответствующей лицензии, которая в рассматриваемом случае не оформляется, заключение нового договора аренды не требуется.

Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что в случаях, установленных статьей 43 настоящего Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.

В пунктах 18 и 21 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319 (зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2011 № 21965), указано, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель). Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия сведения о наличии лицензии на пользование недрами  при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

В статье 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) указано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением правительства

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А13-9262/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также