Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А66-5023/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-5023/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения культуры «Тверской Городской Архив» на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2013 года по делу № А66-5023/2013 (судья Пугачев А.А.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Спутник» (ОГРН 1026900509591; далее – ООО ИК «Спутник», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Государственному казенному учреждению «Тверской центр документации новейшей истории» (ОГРН 1036900025480; далее – ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории») Муниципальному казенному учреждению культуры «Тверской городской архив» (ОГРН 1086952015611; далее – МКУК «Тверской городской архив», Тверской городской архив) о возложении  обязанности принять на хранение документы по личному составу организации-банкрота ООО ИК «Спутник».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены Архивный отдел Тверской области (ОГРН 1026900588230; далее – архивный отдел) и Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери (ОГРН 1036900085298; далее - управление).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 ноября 2013 года по делу № А66-5023/2013 заявленные требования удовлетворены.

Тверской городской архив с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что городской архив не уполномочен принимать на хранение от общества документы по личному составу организации. Ссылается на отсутствие условий для хранения документов, а также на возможность принятия данных документов ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

Управление поддерживает доводы, изложенные в жалобе Тверского городского архива

ООО ИК «Спутник», ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории» и архивный отдел  в своих  отзывах на жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 02 сентября 2011 года по делу № А66-3635/2010 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Верещак Н.П.                 (листы дела 18-22).

Архивным отделом Тверской области 17.10.2012 принято решение об определении МКУК «Тверской городской архив» местом хранения документов по личному составу ООО ИК «Спутник» в количестве 49 единиц за                        2002-2011 годы в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) (лист дела 23).

Конкурсный управляющий общества обратился в Тверской городской архив с требованием о принятии документов заявителя, подлежащих передаче на хранение.

Письмом от 22.10.2012 № 253/10 (лист дела 24) МКУК «Тверской городской архив» сообщил обществу, что в соответствии с уставом муниципального казенного учреждения культуры «Тверской городской архив» в состав документов архива входят документы учреждений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, действовавших и действующих на территории города Твери. Документы по личному составу принимаются только от указанных учреждений и предприятий. Управляющему рекомендовано обратиться в ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

Конкурсный управляющий Верещак Н.П. обратился в администрацию города Твери с заявлением (от 21.01.2013 входящий № 01/294) о приеме в Тверской городской архив документов по личному составу за период с 2006 по 2011 годы на хранение.

Администрация в ответ на обращение ООО ИК «Спутник» письмом от 11.02.2013 сообщила, что документы на хранение принять не представляется возможным. При этом администрация сослалась на пункт 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится формирование муниципального архива. Заявителю рекомендовано обратиться в Архивный отдел Тверской области или ГКУ «Тверской центр документации новейшей истории».

Не согласившись с бездействием ответчика, выразившимся в непринятии документов на хранение, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно возложил на МКУК «Тверской городской архив» обязанность принять на архивное хранение у общества документы по личному составу.

На основании пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым в силу пункта 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 этой же статьи предусмотрено, что архивы могут быть государственными или муниципальными:

- государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

- муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Как установлено пунктом 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является МКУК «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23                                     Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

Согласно статье 2 Закона Тверской области от 23.12.2005                          № 162-ЗО «Об архивном деле в Тверской области» законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009                            № 321-па утвержден Стандарт государственной услуги «Экспертиза ценности документов».

Получателями государственной услуги – «Экспертиза ценности документов» являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги «Экспертиза ценности документов»).

Пунктом 3.1.8 вышеназванного Стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги «Экспертиза ценности документов» принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.

Как указывает Архивный отдел Тверской области, общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.

Согласно решению экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 17.10.2012 местом хранения документов по личному составу ООО ИК «Спутник» в количестве 49 дел за 2002-2011 годы определено МКУК «Тверской городской архив».

Из устава Тверского городского архива, утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 22.12.2011 № 641, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «Город Тверь».

Тверской городской архив в своей жалобе указывает на то, что документы частных предприятий и учреждений, обществ с ограниченной ответственностью архив может принимать только по договору. ООО ИК «Спутник» в лице конкурсного управляющего такого договора не заключало.

Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на ответчика обязанности принять от заявителя спорные документы. Кроме того, предположение подателя жалобы о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на возмездной основе, противоречит Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждение за хранение.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом Арбитражного суда Тверской области о том, что отсутствие у названного архива достаточных площадей для размещения документов не является законным основанием для отказа в приеме документов, поскольку в силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива, и неисполнение данного требования Закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.

Следует также учесть, что согласно Закону № 131-ФЗ органы местного самоуправления

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А13-1744/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также