Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А44-3037/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-3037/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1» директора Карпова Е.В. представителя Махнева И.В. по доверенности от 03.02.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 ноября 2013 года по делу № А44-3037/2013 (судья Аксенов И.С.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие-1» (ОГРН 1125321000837; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094; далее - Департамент финансов) о взыскании задолженности в сумме 20 000 316 руб. 88 коп. по выплате субсидии на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области за I квартал                       2013 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области (далее - Департамент транспорта и связи).

Определением от 19.09.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация, в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Новгородской области) (далее – Минфин России).

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 12 624 429 руб. 77 коп., с Департамента финансов -                                3 943 348 руб. 92 коп.

Уточнение исковых требований принято судом.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- истец не может признать правомерным вывод суда о том, что при отсутствии данных натурных обследований департамент правомерно применил при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории городского поселения, количество поездок равное 30, а при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории муниципальных районов, количество поездок равное 20;

- в формуле для определения расчетного дохода перевозчика одним из множителей является количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ). При определении указанного количества поездок Департаментом транспорта и связи Новгородской области использовался пункт 34 методических указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»: 30 поездок – во внутригородском сообщении и 20 поездок в пригородном;

- при определении количества поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан, следует руководствоваться пунктом 35 методических указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 65-автотранс;

- позиция истца о применении при определении количества поездок льготных категорий граждан подтверждается разъяснениями Федеральной службы государственной статистики (письмо от 02.08.2013 № 11-11-5/2585-ДР по запросу Общества, имеется в материалах дела), - органом, уполномоченным на официальное толкование принимаемых им нормативных правовых актов.

Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Департамент транспорта  и Департамент финансов в отзывах на жалобу возражали относительно ее удовлетворения. Департамент финансов представил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей, не явившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, в I квартале 2013 года на основании договоров от 01.07.2012 №14, от 21.01.2013 № 1, от 05.02.2013 № 17, 18, 19, 21, 22, от 15.03.2013 № 23В на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (за исключением регулярных перевозок в границах поселений и между поселениями в границах муниципального района) и (или) межмуниципальном сообщении, заключенных Обществом с Комитетом транспорта Новгородской области, а так же в соответствии с договором на компенсацию выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении от 26.06.2012, заключенным Обществом с администрацией Новгородского муниципального района, договором о перевозке пассажиров и багажа от 10.08.2012, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского муниципального района, договором по выплате компенсации выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении от 26.06.2012, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского городского поселения, договором на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении от 01.01.2013, заключенным Обществом с администрацией Маловишерского городского поселения, истец осуществлял пассажирские перевозки общественным транспортом (автобус) в Новгородском и Маловишерском муниципальных районах, а так же в Маловишерском городском поселении, в том числе, на основании, предъявляемых пассажирами ЕСПБ.

Субсидия в общей сумме 7 198 609 руб. 56 коп была выплачена истцу за              I квартал 2013 года за счет средств областного бюджета.

При расчете субсидии подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Маловишерского городского поселения Департаментом учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ равное 30.

При расчете субсидии подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Маловишерского муниципального района и Новгородского муниципального района Департаментом учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ равное 20.

Полагая, что Департаментом транспорта и связи при расчете субсидии были использованы неверные расчетные данные, а именно количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться обжалуемым судебным актом.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания).

Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 №519 (далее - Постановление № 519) с 01.01.2006 на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утвержден Порядок продажи и пользования ЕСПБ. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 519, ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного документа, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа удостоверяющего личность.

Стоимость ЕСПБ согласно Постановлению № 519 для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила в месяц 120 руб., на полмесяца- 60 руб., в квартал- 360 руб., для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 460 руб., на полмесяца- 230 руб., квартального- 1380 руб. (в редакции постановления администрации Новгородской области от 18.01.2013 № 19).

Согласно пунктам 2 и 3 Постановления № 519 единые социальные проездные билеты действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на их приобретение имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория Новгородской области.

В соответствии со статьями 32, 44, 63, 110, 139 Закона № 122-ФЗ меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 №65 Порядком предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области» (в редакции от 29.12.2012 № 901, действовавшей в спорный период) (далее - Порядок) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, в целях получения субсидии на компенсацию выпадающих доходов, перевозчик представляет в уполномоченный комитет администрации копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А52-4016/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также