Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А05-6811/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-6811/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пресновой Е.Д.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2013 года по делу № А05-6811/2013 (судья Шапран Е.Б.),

у с т а н о в и л:

государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка» (ОГРН 1102907000680; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее – Росреестр) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:01:190154:86 в размере рыночной стоимости равной 21 930 412 руб. 80 коп., определенной по состоянию на 01.01.2013, и внесении указанной стоимости в государственный кадастр недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Кадастровая палата) и Министерство имущественных отношений Архангельской области (далее - Министерство).

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:01:190154:86 в размере 21 103  793 руб. 28 коп. и внести указанную стоимость в государственный кадастр недвижимости

Уточнение исковых требований принято судом.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.11.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Росреестра в пользу Учреждения взыскано 8000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Росреестр с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- ссылка суда на правовые позиции, сформулированные в постановлении                 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 (далее – Постановление № 913/11), необоснованна, поскольку они касаются случаев, когда нормы Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон                   № 167-ФЗ) не подлежат применению, эти разъяснения направлены на устранение ранее существовавшего пробела в законодательстве (что подтверждается решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2013 №А63-5733/2013);

- Росреестр не нарушал права и законные интересы заявителя, в том числе не рассчитывал кадастровую стоимость объектов недвижимости, не проверяло отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, не утверждало результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области;

- требования, связанные с пересмотром результатов государственной кадастровой оценки земель должны заявляться к лицам, непосредственно осуществившим расчет кадастровой стоимости земельных участков;

- судом не дано оценки отчету об определении рыночной стоимости с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка;

- довод суда об отсутствии специальных познаний для оценки причин расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью, профессионализма оценщиков и достоверности отчета о рыночной стоимости, что обеспечивало бы вынесение обоснованного решения, не аргументирован;

- также судом не была принята во внимание позиция Управления, изложенная в дополнении к отзыву на исковое заявление Учреждения, что отчет об определении рыночной стоимости не подлежит рассмотрению судом, так как не соответствует Федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, допускает неоднозначное толкование и вводит пользователей в заблуждение. Рыночная стоимость земельного участка необоснованно занижена.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 22.04.2011 № 455-р Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен  земельный участок с кадастровым номером 29:01:190154:86 площадью 50 496 кв.м по адресу: г. Вельск Архангельской области, ул. 1 Мая, 77.

Земельный участок предоставлен для размещения и эксплуатации объектов Учреждения.

21.06.2011 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Учреждения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 

На момент предоставления земельного участка Учреждению на вышеуказанном праве кадастровая стоимость земельного участка составляла 6 634 164 руб. 48 коп., что следует из кадастрового паспорта от  22.03.2011.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012             № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления № 595-пп от 18.12.2012 применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости предоставленного Учреждению вышеуказанного земельного участка в размере 68 806 354 руб. 56 коп.  

Учреждение, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013, превышает его рыночную стоимость, обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010                  № 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Согласно отчету № 764/1264-Н-13, составленному оценщиком Толкачевым С.Ю. российского общества оценщиков «ТИМ ГРУПП», рыночная стоимость предоставленного Учреждению земельного участка по состоянию на 05.06.2012, то есть на дату проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов в Архангельской области, составляла 21 103 793 руб. 28 коп.

Возражения ответчика относительно отчета № 764/1264-Н-13 правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.

Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

В силу статьи 12 вышеназванного Закона отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Ответчик, заявляя в своих возражениях замечания, касающиеся отчета, и влияющие, по мнению Управления, на достоверность представленного Учреждением отчета № 764/1264-Н-13, не просит назначить экспертизу в целях проверки вышеуказанного отчета и получения заключения на предмет соответствия отчета стандартам оценки по правилам статьи 17.1 Закона «Об оценочной деятельности».

Министерство, ссылающееся на необходимость представления заключения эксперта по отчету, составленного в порядке статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, в суде первой инстанции также отказалось от проведения экспертизы представленного отчета в порядке, предусмотренном вышеназванной статьей.

Суд первой инстанции, исходя из того, что для решения вопроса о достоверности представленного отчета, в том числе соответствия его стандартам оценки, требуются специальные познания, однако участвующие в деле лица, ставящие под сомнение содержание отчета, отказались от назначения экспертизы, не нашел оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда.

При этом суд исходит также из того, что в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, признается достоверной, если иное не установлено в предусмотренном порядке.

Ответчик, третье лицо не представили суду отчеты об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка.

При этом величина кадастровой стоимости земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 в размере                        68 806 354 руб. 56 коп., сама по себе не свидетельствует о недостоверности величины рыночной стоимости земельного участка в размере                                   21 103 793 руб. 28 коп., которую просит

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А44-867/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также