Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А44-3874/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-3874/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и            Ралько О.Б. при ведении протокола секретарями судебного заседания Комаровым О.С. и Семеновой О.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «СЕЛЛ» Казанцева А.В. по доверенности от 06.08.2013, директора Бураго О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда                      Новгородской области апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 октября 2013 года по делу № А44-3874/2013 (судья Куропова Л.А.),

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «СЕЛЛ» (ОГРН 1075321003064; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1027809169629; далее - управление) от 20.11.2012 № 04-12/118-1/2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2                 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 31 октября                2013 года по делу № А44-3874/2013 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что постановление от 20.11.2012                       № 04-12/118-1/2 вынесено ответчиком в пределах срока давности.

Представители общества в заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, изучив приведенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 14.10.2012 № 04-01/95-П в период с 01.11.2012 по 30.11.2012 проведена проверка соблюдения обществом за период с 01.01.2009 по 30.09.2012 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и исполнения правил внутреннего контроля.

 В ходе проверки управлением установлено нарушение обществом требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ), пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203  (далее – Положение № 203), а именно на момент проверки обществом не представлены разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля; документы, подтверждающие назначение лица, ответственного за исполнение правил внутреннего контроля; документы, подтверждающие прохождение лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, обучения в форме целевого инструктажа и руководителем общества в течение года с даты возложения на него соответствующих обязанностей обучения в форме целевого инструктажа.

По результатам проверки оформлен акт проверки от 01.11.2012 № 96, в котором зафиксировано, что выявленные нарушения свидетельствуют о том, что в обществе в проверяемый период не была организована система внутреннего контроля, что повлекло (находится в прямой причинно-следственной связи) непредставление в уполномоченный орган соответствующих сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно несообщение сведений о заключении договора на оказание услуг покупателю недвижимости от 18.11.2009 (дата совершения операции – 10.11.2009; сумма – 7 100 000 руб.) (листы дела 58-63).

По фактам выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества 01.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении (листы дела 64-68) и вынесено постановление от 20.11.2012 № 04-12/118-1/2 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.27, в виде штрафа в размере 200 000 руб. (листы дела 8-15).

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 руб. до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом № 115-ФЗ.

В силу статьи 3 названного Закона внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

При этом осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения № 203 руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 203 в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией включаются следующие сотрудники: руководитель организации; руководитель филиала организации; заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Согласно пункту 10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Лица, назначенные на должности руководителей юридических лиц, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

  При этом до вступления в законную силу Положения № 203 действовал приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008                    № 256, устанавливающий аналогичные обязанности и сроки прохождения обучения руководителем юридического лица.

Названные нормы обществом не соблюдены.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в статье 6 Закона № 115-ФЗ, согласно пункту 1.1 которой сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает три миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной трем миллионам рублей, или превышает ее.

В ходе проверки установлено  и подтверждается материалами дела, что одним из видов деятельности общества является предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (пункт 2.2 устава общества; листы дела 39-45), а потому заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и, в силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ, на него распространяются требования названного Закона.

В ходе проведения проверки ответчик установил, что в проверяемый период общество совершило 1 операцию (сделку) с недвижимым имуществом, подлежащую обязательному контролю: заключен договор на оказание услуг покупателю недвижимости от 18.11.2009 (дата совершения операции – 10.11.2009; сумма – 7 100 000 руб.), сведения о данной сделке не представлены в уполномоченный орган. Данный факт обществом не оспаривается.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2014 по делу n А44-5629/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также