Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А13-8738/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело №А13-8738/2013  

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 06 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.

при участии от открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» Полтиевич Е.Л. по доверенности от 20.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2013 года по делу № А13-8738/2013 (судья Селиванова Ю.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

         открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (ОГРН 1053500117450; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Череповецкого муниципального района (далее – комиссия) от 23.07.2013    № 11 «О предупреждении чрезвычайной ситуации на закрытом акционерном обществе «Малечкино».

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Малечкино» (далее - ЗАО «Малечкино»), Череповецкое государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей (далее - ГП ВО «Череповецкая ЭТС»).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября    2013 года в удовлетворении требований обществу отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Администрация Череповецкого муниципального района (далее – администрация) в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы, а также о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Администрация, ЗАО «Малечкино» и ГП ВО «Череповецкая ЭТС» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, комиссия 23.07.2013 приняла решение № 11 «О предупреждении чрезвычайной ситуации на ЗАО «Малечкино», которым в целях предупреждения биолого-социальной чрезвычайной ситуации постановила:

- Череповецкому филиалу открытого акционерного общества «Вологдаэнергосбыт» отозвать заявку на введение ограничения режима потребления электроэнергии на ЗАО «Малечкино»;

- ГП ВО «Череповецкая ЭТС» приостановить выполнение решения об отключении электроэнергии на ЗАО «Малечкино»;

- довести решение комиссии до заместителя Губернатора Вологодской области Гуслинского Н.Е., Департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области, ЗАО «Малечкино», прокуратуры Череповецкого района.

 Считая вышеуказанное решение комиссии от 23.07.2013 № 11 незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В силу пунктов 7, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Статьей 11 указанного Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение № 794).

В соответствии с пунктом 6 Положения № 794 на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В силу пункта 7 Положения № 794 координационными органами единой системы являются на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

В соответствии с разделом 1 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Череповецкого муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 21.05.2012 № 1199 (далее - Положение от 21.05.2012 № 1199) Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Череповецкого муниципального района является координационным органом Череповецкого районного звена Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РЗ ТПЧС) и предназначена для управления силами, средствами и ресурсами РЗ ТПЧС при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и ведению гражданской обороны, координации деятельности по этим вопросам сельских поселений района, служб РЗ ТПЧС, организаций на подведомственной территории.

Разделом 2 вышеназванного Положения от 21.05.2012 № 1199 предусмотрено, что основными задачами комиссии являются: разработка предложений по реализации районных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, ведению гражданской обороны и обеспечению устойчивого функционирования промышленно-хозяйственного комплекса района в условиях кризисных ситуаций; координация деятельности органов управления и сил РЗ ТПЧС; обеспечение согласованности действий территориальных органов управления органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений, расположенных на территории района, при решении вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, ведению гражданской обороны и обеспечению устойчивого функционирования промышленно-хозяйственного комплекса района в условиях кризисных ситуаций; контроль над обеспечением безопасности населения на водных объектах, анализ положения дел об охране жизни людей на водных объектах и разработка предложений по его улучшению.

Из положений раздела 5 вышеназванного Положения от 21.05.2012     № 1199 следует, что комиссия наделана полномочиями принимать решения в соответствии с ее компетенцией, которые являются обязательными для выполнения всеми территориальными органами управления органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами управления предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений, расположенных на территории области, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение от 23.07.2013 № 11 принято комиссией по вопросу предупреждения чрезвычайной ситуации на ЗАО «Малечкино», то есть в пределах компетенции данного органа, предусмотренной Положением от 21.05.2012 № 1199.

Доводы подателя жалобы о том, что задачи, указанные в разделе 2 Положения от 21.05.2012 № 1199 не предусматривают контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики или иной сфере, связанной со снабжением энергетическими ресурсами, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку задачи, содержащиеся в указанном разделе Положения от 21.05.2012 № 1199, сформулированы в целом применительно к целям, для достижения которых предназначена комиссия, безотносительно к тому, имеется указание на область электроэнергетики или нет.

В статье 1 Закона № 68-ФЗ установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В статье 6 Закона № 68-ФЗ определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним относятся, в том числе: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

В пункте 3.1.1 ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 №16, определено, что биолого-социальная чрезвычайная ситуация (биосоциальная ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений. Под источником биосоциальной ЧС понимается особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация (пункт 3.1.2).

Согласно пункту 3.1.4 ГОСТ Р 22.02.04-95 обеспечение биологической безопасности - соблюдение правовых норм, выполнение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил, технологических и организационно-технических требований, а также проведение соответствующего комплекса правовых, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных и растений инфекционными болезнями.

С учетом изложенного следует, что органы, уполномоченные в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на муниципальном уровне в целях предупреждения биолого-социальной чрезвычайной ситуации вправе проводить правовые, организационные, технические и иные мероприятия в комплексе. Выбор способа, конкретных мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации, осуществляется указанными самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации и имеющихся сил и средств.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комиссия, заслушав и обсудив информацию первого заместителя главы района Головкина А.И. о ситуации, связанной с частичным ограничением режима потребления электроэнергии на ЗАО «Малечкино», установила, что отключение электроэнергии угрожает чрезвычайной ситуацией, а именно: в результате прекращения принудительного охлаждения птичников произойдет массовый падеж птицы, возникнет угроза возникновения очага инфекционных болезней сельскохозяйственных животных.

Доказательств, опровергающих выводы комиссии о возможности возникновения угрозы биолого-социальной чрезвычайной ситуации при отключении птицефабрики от электроэнергии, заявителем не представлено ни в суд первой инстанции, ни

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А66-8474/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также