Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу n А44-3529/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-3529/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Солецкое ПАТП» Рыбака Е.В. по доверенности от 14.06.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Солецкое ПАТП» и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2013 года по делу              № А44-3529/2013 (судья Богаева Н.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Солецкое ПАТП» (ОГРН 1035301602368; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области о взыскании убытков (далее – Департамент финансов), возникших от перевозки льготной категории граждан регионального регистра, в размере 2 677 212 руб. 77 коп., к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, возникших от перевозки льготной категории граждан федерального регистра, в размере  в размере 2 809 395 руб. 71 коп.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки, связанные с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра в общей сумме  2 857 970 руб. 27 коп., в том числе:

за 2010 год – 1 081 689 руб. 60 коп.;

за 2011 год – 891 143 руб. 77 коп.;

за 2012 год – 885 136 руб. 90 коп.

Истец в части требований к Новгородской области о взыскании убытков за перевозку льготных категорий граждан регионального регистра отказался.

Частичный отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент транспорта и связи Новгородской области (далее – Департамент транспорта).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29.10.2013 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взысканы убытки, возникшие в связи с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра в размере 2 155 111 руб. 11 коп., в том числе за 2010 год - 809 169 руб. 60 коп., за 2011 год - 757 804 руб. 61 коп., за 2012 год - 588 136 руб. 90 коп. В удовлетворении остальной части иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано. Кроме того, с Общества в федеральный бюджет взыскано 9170 руб. 55 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска.

Общество с решением суда не согласилось в части отказа в удовлетворении исковых требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить в этой части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- судом первой инстанции неверно применен пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);

- судом неверно применен расчет иска с учетом указаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении № 7573/12 (дела № А40-2560/11). Практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтверждено, что в случае наличия коммерческого проездного билета размер недополученной провозной платы определяется как разница между проездными билетами;

- судом сделан неверный вывод о том, что представленный истцом расчет убытков является ошибочным.

Министерство финансов также не согласилось с решением суда и обратилось в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- на федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы в виде проезда отдельных категорий граждан на общественном транспорте, а следовательно, порождающие обязательства Российской Федерации по возмещению расходов транспортных организаций;

- с 2005 года на федеральном уровне в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан имеются лишь нормы, регламентирующие порядок перечисления денежных средств между публично-правовыми образованиями. При этом указанные нормы не регулируют отношения с транспортными организациями, а также отношения по предоставлению гражданам льготного проезда. Указанные нормы регулируют лишь отношения в рамках межбюджетных правоотношений, в которых истец, являясь коммерческой организацией, не участвует;

- суд при вынесении решения ошибочно пришел к выводу о том, что Областной закон Новгородской области от 02.06.2009 № 540-03 «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» предусматривает порядок и размер компенсации выпадающих доходов, которые могут возникнуть у транспортных организаций, осуществляющих перевозку отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки, которых отнесены только к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, возражал относительно удовлетворения жалобы Министерства финансов.

Департамент финансов, Министерство финансов и Департамент транспорта надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Общество (перевозчик) и администрация Солецого муниципального района и Солецкого городского поселения (заказчики) заключили договоры (муниципальные контракты) на оказание гражданам транспортных услуг на автомобильном пассажирском транспорте  пригородного сообщения в Солецком районе  и в городском сообщении от               29.12.2009, от 01.02.2010 № 1, от 01.03.2010 № 2, от 28.12.2010 № 100, от 11.01.2011, от 01.02.2011 № 2, от 24.02.2012 № 0350300024812000002-0086997-01.

По условиям указанных договоров заказчики поручили, а перевозчик  принял на себя обязательства по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщениях в 2010, 2011 и 2012 годах.

Доля транспортной работы истца на линии  по городским и пригородным маршрутам г. Сольцы и Солецкого муниципального района в период                            2010-2012 годы составила – 100 %, что подтверждается справками администрации Солецкого муниципального района от 25.01.2013 и Солецкого городского поселения от 29.07.2013 № 634.

В рамках указанных договоров истец в 2010-2012 годах осуществлял перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении, в том числе на основании льготных единых социальных проездных билетов.

В связи с тем, что истцу в период с 2010 по 2012 годы из федерального бюджета не выделялись денежные средства на покрытие убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться обжалуемым судебным актом.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания).

Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005              № 519 (ред. от 18.01.2013) «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами» (вместе с «Положением о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами»)                (далее – Постановление № 519) в редакции постановлений Администрации Новгородской области от 16.12.2009 № 461, от 19.04.2010 № 170, от 17.02.2011 № 50, от 17.06.2011 № 252, от 24.11.2011 № 643, на территории Новгородской области установлен Порядок продажи и пользования едиными социальными проездными билетами.

Стоимость таких билетов с 01.01.2006 составила 120 руб. в месяц для ветеранов Великой Отечественной войны, для всех остальных льготных категорий граждан, с 01.01.2010 - 180 руб., с 01.03.2011 - 240 руб., с 01.01.2012 - 310 руб.

Согласно пунктам 2 и 3 Постановления № 519 единые социальные проездные билеты действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на их приобретение имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория Новгородской области.

В соответствии со статьями 32, 44, 63, 110, 139 Закона № 122-ФЗ меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Судом первой инстанции установлено, что в период с 2010 по 2012 годы из федерального бюджета не выделалась Новгородской области субсидия для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан федерального регистра.

Обществом на основании локальных актов была установлена экономически обоснованная стоимость ежемесячных проездных билетов для взрослого населения с 01.09.2009 - 450 руб., с 01.09.2011 – 660 руб.

Поскольку в течение 2010-2012 годов Общество осуществляло перевозку льготных категорий граждан на основании ЕСПБ, стоимость которых значительно ниже стоимости коммерческого проездного билета, то на стороне истца возникли убытки.

Лицом обязанным возместить Обществу убытки за перевозку льготной категории граждан федерального регистра, является Российская Федерация, поскольку финансирование мер социальной поддержки указанных льготных категорий граждан возложено на федеральный бюджет.

На федеральном уровне не разработана методика компенсации затрат  транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан федерального регистра.

На территории Новгородской области в целях компенсации затрат, связанных с предоставлением льготного проезда льготным категориям граждан регионального регистра принято постановление администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу n А13-5249/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также