Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А44-4326/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-4326/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И,

при участии от открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» (до перерыва) представителей  Горшковой  Э.А. по доверенности от 13.01.2014, Саперовой Н.П. по доверенности от 15.01.2014, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу    Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 ноября 2013 года по делу № А44-4326/2013 (судья Богаева Н.В.),

установил:

открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Великий Новгород»  (ОГРН 1025300780812; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым  заявлением к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094; далее - Департамент) и  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании убытков от реализации сжиженного газа населению в I квартале 2013 года по государственным регулируемым ценам в размере  14 258 000 руб. 97 коп. за счет средств соответствующей казны (с учетом принятого судом в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменения иска и  перечня ответчиков).

В исковом заявлении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,  указаны Комитет по ценовой и тарифной политике области (далее – Комитет) и Правительство Новгородской области (далее – Правительство).

Решением суда от 25.11.2013  в пользу Общества взысканы  за счет средств казны Новгородской области убытки за первое полугодие 2013 года, возникшие в результате реализации населению газа по регулируемой цене,  в размере 12 083 051 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части иска и в иске к  Министерству отказано.

Департамент  с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просил решение отменить, принять новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов установлено, что индексация в 2013 - 2015 годах регулируемых цен на природный газ будет производиться ежегодно с 1 июля и предельный рост цен на газ с 01.07.2013 составит 115 %. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый Обществом населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год установлены постановлением комитета по ценовой политике от 18.12.2012 № 81. Данным постановлением для Общества установлены цены на первое полугодие 2013 года на уровне цен утвержденных на второе полугодие 2012 года, а на второе полугодие 2013 года -  в размере 115 % от цен, действующих в первом полугодии 2013 года.  Ответчиком в данном деле должна выступать Российская Федерация, а взыскание производиться за счет казны Российской Федерации. Нарушений субъектом Российской Федерации по установлению цены на газ для Общества не допущено, что является основанием для отказа истцу во взыскании убытков за счет казны Новгородской области. В материалах дела отсутствуют доказательства незаконных действий (бездействия) государственных органов субъекта Российской Федерации, а также наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков. Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, так как постановлением комитета по ценовой политике от 18.12.2012 № 81 установлен только один тариф, а в постановлении Конституционного суда речь идет о двух тарифах. В силу чего никакой межтарифной разницы в настоящем деле не имеется.

Общество  представило возражения на жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции (до перерыва)  поддержали свои возражения на жалобу.

Правительство  в отзыве на жалобы просило  решение суда отменить,  принять по делу новый судебный акт.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Выслушав представителей Общества (до перерыва), исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела,   распоряжением администрации Новгородской области от 23.11.2010  № 351-рз «Об уполномоченной организации по реализации сжиженного углеводородного газа на территории области»  Общество определено в качестве уполномоченной организации на территории области по обеспечению поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населению.

Истец  23.10.2012 обратился в Комитет с заявлением об установлении цен  на 2013 год на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.

По представленным Обществом документам расчетные цены на газ на 2013 год  должны составить: сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя -  46,15 руб. за кг; сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения - 55,58 руб. за кг;  сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - 60,27 руб. за кг; сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 110,18 руб. за кг.

Постановлением Комитета от  18.12.2012 № 81 «О розничных ценах на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год»  установлены следующие розничные цены на газ:  сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя:  с 01.01.2013 -   29,27 руб. за кг, с 01.01.2013 - 33,66 руб. за кг, сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения, с 01.01.2013 - 29,27 руб. за кг, с 01.07.2013 - 33,66 руб. за кг,  сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - с 01.01.2013  - 35,81 руб. за кг, с 01.07.2013 - 41,18 руб. за кг, сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - с 01.01.2013 г - 33,53 руб. за кг, с 01.07.2013  - 92,94 руб. за кг.

Результаты рассмотрения  заявления Общества отражены в протоколе заседания правления Комитета  от 18.12.2012 № 81.

Как следует из протокола,  Комитетом  при установлении тарифа не  приняты по критерию экономической  нецелесообразности ряд  расходов.

Исключив из планируемого Обществом размера необходимой валовой выручки  по реализации газа населению ряд экономически необоснованных расходов, Комитет установил  расчетные цены по реализации газа населению на 2013 год  с учетом принятых экономически обоснованных расходов.  Указанные цены нашли свое отражение в таблице № 4 протокола.

Как следует из таблицы  № 4 протокола  среднегодовые расчетные цены на газ на 2013 года по расчету Комитета должны составить: сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя -  33,01 руб. за кг, сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения -  38,35 руб. за кг,  сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - 43,59 руб. за кг, сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 58,99 руб. за кг.

Поскольку рост цен на газ 2 полугодия 2013 года к действующим ценам составил: на сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя -  24,12 %,  на сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения  -  58,56  %,  сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей -  41,08  %, сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 157,74 %, что превысило предельный рост цен  на газ  в соответствии с Прогнозом социально экономического развития Российской Федерации, Комитет ограничил размер розничной цены на газ с 01.07.2013 в размере 115 % от цен, действующих во втором полугодии 2012 года.

Полагая, что в результате применения индекса - дефлятора, установлен тариф ниже экономически обоснованного, что не обеспечило  в полном объеме возмещение затрат, связанных с реализацией газа,  Общество рассчитало убытки от реализации сжиженного газа населению в I квартале 2013 года по государственным регулируемым ценам в размере  14 258 000 руб. 97 коп.

Поскольку данные убытки  Обществу не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции  признал их обоснованными в части взыскания  12 083 051 руб. 68 коп. за счет средств  бюджета субъекта. В удовлетворении остальной части иска и в иске к  Министерству суд отказал.

Арбитражный суд апелляционной инстанции  не находит правовых оснований для отмены или изменения  обжалуемого судебного акта.

Фактически все доводы подателя жалобы и возражения Правительства, изложенные в отзыве,  были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с  пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000  № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения) государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемые населению.

Согласно пункту 8 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 11 и 14 Основных положений государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из ряда критериев.

При рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли регулирующие органы принимают во внимание: прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации; прогнозируемую прибыль от поставок газа на экспорт; размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы; планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды; динамику затрат и прибыли в предыдущий период регулирования, а также показатели инфляции за истекший период.

Порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, и основные принципы регулирования розничных цен определены Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-э/2 (далее - Методические указания).

Согласно пункту 9 Методических указаний,  фактические и плановые расходы субъекта регулирования подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.

При этом при расчете розничных цен и обосновании величин отдельных статей расходов применяются: цены (тарифы), регулируемые государством; цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров); прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия розничных цен; ействующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации,   предельный  рост цен на газ с 01.07.2013  установлен в размере 115 %. В прогнозный период индексация регулируемых на федеральном уровне цен (тарифов) на газ, в электроэнергетике, на тепловую энергию и другие виды коммунальных услуг будет осуществляться один раз в год с 1 июля.

Суд первой инстанции установил, что Общество обращалось в Арбитражный суд Новгородской области с иском об оспаривании постановления Комитета от 18.12.2012  № 81 «О розничных ценах на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год».  Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21.05.2013  по делу № А44-790/2013 Обществу

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А66-15131/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также