Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу n А66-662/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 января 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-662/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В., Мельничук И.Л.,

при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива «Корчева»  Герасимова П.Ю. по доверенности от 15.10.2013,  Шаляпиной Л.В. по доверенности от 15.10.2013, от Министерства лесного хозяйства Тверской области Давыдова В.Е. по доверенности от 26.03.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи апелляционные жалобы администрации Конаковского района Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2013 года по делу № А66-662/2013 (судья Рощина С.Е.),

 

у с т а н о в и л:

 

сельскохозяйственный производственный кооператив «Корчева» (далее – кооператив, СПК «Корчева»; ОГРН 1106911000184) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Администрации Конаковского района Тверской области (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе администрации, отраженного в постановлении   от 25.12.2012 № 1593 «Об отказе СПК «Корчева» в продаже земельных участков для сельскохозяйственного производства в Юрьево-Девичьевском сельском поселении», в предоставлении в собственность за плату СПК «Корчева» 45 земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК «Корчева» в соответствии с постановлением главы администрации города Конаково и Конаковского района от 08.06.1993 № 327, расположенных по адресу: Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, и ненаправление проектов договоров купли-продажи 45 земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 69:15:0000009:1256 (ранее 69:15:0000009:643) площадью 701 кв.м                      (д. Едимоново), 69:15:0000009:1257 (ранее 69:15:0000009:644) площадью 2 619 кв.м (д. Едимоново), 69:15:0000009:1259 (ранее 69:15:0000009:646) площадью 373 кв.м (д. Едимоново), 69:15:0000009:1280 (ранее 69:15:0000009:667) площадью 981 кв.м (д. Юрятино), 69:15:0000009:1281 (ранее 69:15:0000009:668) площадью 2 998 кв.м (д. Юрятино), 69:15:0000009:1288 (ранее 69:15:0000009:675) площадью 892 кв.м (д. Орешково), 69:15:0000009:1291 (ранее 69:15:0000009:678) площадью 3000 кв.м                   (д. Орешково), 69:15:0000009:696 площадью 3195 кв.м (д. Глинники), 69:15:0000009:698 площадью 22 786 кв.м (д. Бабня), 69:15:0000009:700 площадью 64 230 кв.м (д. Андрейцево), 69:15:0000009:701 площадью 27 548 кв.м (д. Андрейцево), 69:15:0000009:703 площадью 253 000 кв.м                       (д. Андрейцево), 69:15:0000009:705 площадью 3 262 000 кв.м (д. Андрейцево), 69:15:0000009:707 площадью 12000 кв.м (д. Андрейцево), 69:15:0000009:1317 (ранее 69:15:0000009:723) площадью 8 000  кв.м (д. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:1318 (ранее 69:15:0000009:724) площадью 35 995 кв.м                   (д. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:1320 (ранее 69:15:0000009:726) площадью 51 000 кв.м (д. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:768 площадью 448 350 кв.м (д. Едимоново), 69:15:0000009:769 площадью 154 632 кв.м (д. Едимоново), 69:15:0000009:772 площадью 70 000 кв.м (д. Высоково), 69:15:0000009:774 площадью 22 956 кв.м (д. Осиповка), 69:15:0000009:775 площадью 154 200 кв.м (д. Юрятино), 69:15:0000009:776 площадью 33 019 кв.м (д. Юрятино), 69:15:0000009:778 площадью 192 993 кв.м (д. Новенькое), 69:15:0000009:779 площадью 90 070 кв.м (д. Новенькое), 69:15:0000009:780 площадью 52 329 кв.м (д. Орешково),  69:15:0000009:781 площадью 69 666 кв.м (д. Кузьминское), 69:15:0000009:784 площадью 24 676 кв.м (д. Глинники), 69:15:0000009:786 площадью 48 805 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:787 площадью 34 960 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:788 площадью 38 321 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:789 площадью 20 694 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:790 площадью 13 853 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:791 площадью 22 518 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:792 площадью 10 963 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:793 площадью 1 904 кв.м (д. Кудрявцево), 69:15:0000009:798 площадью 739 588 кв.м (д. Сергеевка),  69:15:0000009:799 площадью 89 540 кв.м (д. Ременницы), 69:15:0000009:800 площадью 15 622 кв.м (д. Ременницы), 69:15:0000009:801 площадью 1 196 948 кв.м (д. Ременницы),   69:15:0000009:802 площадью 112 693 кв.м (с. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:803 площадью 68 323 кв.м (с. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:804 площадью 463 501 кв.м  (с. Юрьево-Девичье), 69:15:0000009:806 площадью 83 218 кв.м (л. Едимоново),   69:15:0000009:1229 площадью 2 830 кв.м (д. Заборовье), а также о возложении обязанности на администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о продаже заявителю вышеуказанных земельных участков, и заключить (подписать и направить) с заявителем договоры купли - продажи вышеуказанных земельных участков (с учетом уточнения требований, принятого судом).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - министерство), государственное учреждение «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области (далее - учреждение),  отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления при Федеральном агентстве водных ресурсов (далее - отдел), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области» (далее – ФГБУ «ФКП Ростреестра»), общество с ограниченной ответственностью «Терра-Нова» (далее - ООО «Терра-Нова») и общество с ограниченной ответственностью «Компания Бизнес-Консалтинг-Т» (далее - ООО «Компания Бизнес-Консалтинг-Т»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2013 года с учетом определения об исправлении опечатки от 11 октября 2013 года заявленные кооперативом требования удовлетворены.

Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на  нарушение судом норм материального права.

Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на  нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Кооператив в отзывах на апелляционные жалобы и его представители в судебном заседании с доводами в них изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалоб отказать.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу администрации и его представитель в судебном заседании доводы в ней изложенные поддержали, просят апелляционную жалобу администрации удовлетворить.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу администрации с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы администрации отказать. Просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Администрация,  ФГБУ «ФКП Ростреестра», учреждение, отдел, ООО «Терра-Нова», ООО «Компания Бизнес-Консалтинг-Т» надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей кооператива и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, кооператив 20.06.2012 обратился в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на 45 земельных участков, сформированных из земельного участка площадью 6380,25 га, общей площадью 4 769 752 кв.м, расположенного по адресу Тверская область, Конаковский район, Юрьево-Девичьевское сельское поселение, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование - «для производства сельскохозяйственной продукции».

Администрация письмом от 10.07.2012 № 2354 сообщила кооперативу о направлении соответствующих запросов в уполномоченные органы (т. 1, л. 127).

Постановлением администрации от 25.12.2012 № 1593 кооперативу отказано в продаже спорных земельных участков в связи с наличием земельных участков, имеющих наложение на земли лесного фонда, зарегистрированных в собственности Российской Федерации, и береговой полосы водных объектов, не подлежащих приватизации.

Не согласившись с указанным отказом администрации, кооператив обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001          № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее - Постановление № 11) при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду указанный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Несмотря на то, что в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, данные органы не лишены возможности самостоятельно запросить документы, необходимые для решения вопроса о выкупе испрашиваемого участка.

В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), согласно пункту 4 статьи 1 которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что СПК «Корчева» является сельскохозяйственным предприятием, основной вид деятельности которого производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (пункт 3.2 Устава, т. 1, л. 91).

СПК «Корчева» с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения на право собственности, обратилось в администрацию с соответствующим заявлением.

С учетом отнесения испрашиваемых участков к землям сельскохозяйственного назначения администрация направила запросы в уполномоченные органы на предмет выявления отсутствия (наличия) обстоятельств, препятствующих выкупу названных земельных участков, о чем письмом от 10.07.2012 № 2354 уведомила кооператив (т. 1, л. 127).

В ответ на запросы в администрацию поступили сведения о том, что на испрашиваемых кооперативом земельных участках имеются участки лесного фонда, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и береговые полосы водных объектов, не подлежащие приватизации; шесть земельных участков находятся в зонах утерянных сибиреязвенных скотомогильников.

Ссылаясь на данные обстоятельства, администрация приняла постановление от 25.12.2012 № 1593 об отказе кооперативу в выкупе спорных земельных участков, в котором основанием для отказа послужили выводы о наличии земельных участков, имеющих наложение на земли лесного фонда, зарегистрированных в собственности

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу n А05-9995/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также