Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А13-4893/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 января 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-4893/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и  Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства «Хуторок» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года по делу № А13-4893/2013 (судья Селиванова Ю.В.),

у с т а н о в и л:

дачное некоммерческое партнерство «Хуторок» (ОГРН 1123528010980; далее – ДНП «Хуторок», партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023502294947; далее – администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв.м, расположенного по адресу: Ирдоматский сельсовет Череповецкого района Вологодской области, район деревни Борисово, для ведения дачного хозяйства и о возложении на администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов, предоставив испрашиваемый земельный участок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября                2013 года с учетом определения от 20 января 2014 года об исправлении опечатки в удовлетворении требований партнерства отказано.

ДНП «Хуторок» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение оспариваемым отказом администрации в предоставлении земельного участка прав и законных интересов заявителя; считает, что, сделав вывод о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, суд вышел за пределы заявленных требований; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков. Указывает, что отказ в предоставлении партнерству земельного участка не соответствует положениям Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Считает, что ссылка администрации на создание ДНП «Хуторок» гражданами самостоятельно, на отсутствие схем зонирования территории и на другие обстоятельства не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, предусмотренным федеральным законодательством.

Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.

От администрации Ирдоматского сельского поселения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, ДНП «Хуторок» обратилось в администрацию с заявлением от 28.01.2013 (вх. № 183/2013) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного в районе д. Борисовка Ирдоматского сельсовета, для строительства и ведения дачного хозяйства. К заявлению приложены план земельного участка и выкопировка  с плана землепользования, подготовленные администрацией Ирдоматского сельского поселения.

Партнерство образовано тремя физическими лицами, ранее не обращавшимися в орган местного самоуправления по месту проживания о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, что не отрицается заявителем.

Письмом от 21.02.2013 № 1-57/163 администрация отказала партнерству в предоставлении земельного участка в связи с нарушением заявителем  процедуры выбора участка, предусмотренной Законом № 66-ФЗ, при этом сослалась на отсутствие обязанности в предоставлении земельного участка в испрашиваемом месте, его расположение в территориальной зоне, где генеральным планом поселения ведение дачного хозяйства не предусмотрено, а также на то, что участок не входит в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

При этом орган местного самоуправления разъяснил, что обязанность предоставления администрацией района земельных участков в испрашиваемом гражданами месте законом не предусмотрена. Выбор и предоставление земельных участков осуществляется с учетом схемы территориального планирования района, генеральных планов, зонирования территорий, градостроительных нормативов, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.

В данном письме администрация предложила заявителю рассмотреть имеющиеся варианты размещения дачного хозяйства.

ДНП «Хуторок», считая, что данный отказ противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ и статье 14 Закона № 66-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого отказа.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 ЗК РФ.

Статья 33 ЗК РФ регламентирует  порядок определения нормы предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения в частности дачного строительства.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Законом № 66-ФЗ.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона № 66-ФЗ.

Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением партнерством процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Согласно пункту 2 статьи 13 данного Закона регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Пунктом 4 данной статьи Закона № 66-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Также Законом № 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона № 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона № 66-ФЗ).

Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 названного Закона.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона № 66-ФЗ).

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Материалами дела подтверждается, что ДНП «Хуторок» создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица.

Целью деятельности партнерства согласно его уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов партнерства и других жителей.

В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация партнерства произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона № 66-ФЗ.

В материалах дела не усматривается, что граждане (члены партнерства) по месту своего жительства обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.

Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, необходимые для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился.

Данные обстоятельства заявителем документально не опровергнуты.

Поскольку в данном случае партнерство создано без учета вышеприведенных норм, у ответчика отсутствовала возможность произвести расчет потребности в земельных участках, необходимых для размещения партнерства.

При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сам по себе факт регистрации партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом № 66-ФЗ.

Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу № А05-10731/2011, в постановлении от 07 ноября 2013 года по делу № А13-15030/2012.

Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Однако согласно вышеприведенным положениям Закона № 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства.

При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства.

Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона № 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.

Согласно пункту 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А44-1827/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также