Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А13-4893/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23 января 2014 года г. Вологда Дело № А13-4893/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства «Хуторок» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года по делу № А13-4893/2013 (судья Селиванова Ю.В.), у с т а н о в и л: дачное некоммерческое партнерство «Хуторок» (ОГРН 1123528010980; далее – ДНП «Хуторок», партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023502294947; далее – администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 60 000 кв.м, расположенного по адресу: Ирдоматский сельсовет Череповецкого района Вологодской области, район деревни Борисово, для ведения дачного хозяйства и о возложении на администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов, предоставив испрашиваемый земельный участок. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 октября 2013 года с учетом определения от 20 января 2014 года об исправлении опечатки в удовлетворении требований партнерства отказано. ДНП «Хуторок» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение оспариваемым отказом администрации в предоставлении земельного участка прав и законных интересов заявителя; считает, что, сделав вывод о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, суд вышел за пределы заявленных требований; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков. Указывает, что отказ в предоставлении партнерству земельного участка не соответствует положениям Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Считает, что ссылка администрации на создание ДНП «Хуторок» гражданами самостоятельно, на отсутствие схем зонирования территории и на другие обстоятельства не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, предусмотренным федеральным законодательством. Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным. От администрации Ирдоматского сельского поселения отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, ДНП «Хуторок» обратилось в администрацию с заявлением от 28.01.2013 (вх. № 183/2013) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного в районе д. Борисовка Ирдоматского сельсовета, для строительства и ведения дачного хозяйства. К заявлению приложены план земельного участка и выкопировка с плана землепользования, подготовленные администрацией Ирдоматского сельского поселения. Партнерство образовано тремя физическими лицами, ранее не обращавшимися в орган местного самоуправления по месту проживания о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, что не отрицается заявителем. Письмом от 21.02.2013 № 1-57/163 администрация отказала партнерству в предоставлении земельного участка в связи с нарушением заявителем процедуры выбора участка, предусмотренной Законом № 66-ФЗ, при этом сослалась на отсутствие обязанности в предоставлении земельного участка в испрашиваемом месте, его расположение в территориальной зоне, где генеральным планом поселения ведение дачного хозяйства не предусмотрено, а также на то, что участок не входит в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. При этом орган местного самоуправления разъяснил, что обязанность предоставления администрацией района земельных участков в испрашиваемом гражданами месте законом не предусмотрена. Выбор и предоставление земельных участков осуществляется с учетом схемы территориального планирования района, генеральных планов, зонирования территорий, градостроительных нормативов, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков. В данном письме администрация предложила заявителю рассмотреть имеющиеся варианты размещения дачного хозяйства. ДНП «Хуторок», считая, что данный отказ противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ и статье 14 Закона № 66-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого отказа. Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 ЗК РФ. Статья 33 ЗК РФ регламентирует порядок определения нормы предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения в частности дачного строительства. В соответствии с пунктом 2 названной статьи ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Законом № 66-ФЗ. Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона № 66-ФЗ. Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением партнерством процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом. В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Согласно пункту 2 статьи 13 данного Закона регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Пунктом 4 данной статьи Закона № 66-ФЗ определено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Также Законом № 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В силу пункта 2 статьи 12 Закона № 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона № 66-ФЗ). Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 названного Закона. Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона № 66-ФЗ). Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Материалами дела подтверждается, что ДНП «Хуторок» создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица. Целью деятельности партнерства согласно его уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов партнерства и других жителей. В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация партнерства произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона № 66-ФЗ. В материалах дела не усматривается, что граждане (члены партнерства) по месту своего жительства обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, необходимые для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился. Данные обстоятельства заявителем документально не опровергнуты. Поскольку в данном случае партнерство создано без учета вышеприведенных норм, у ответчика отсутствовала возможность произвести расчет потребности в земельных участках, необходимых для размещения партнерства. При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сам по себе факт регистрации партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом № 66-ФЗ. Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу № А05-10731/2011, в постановлении от 07 ноября 2013 года по делу № А13-15030/2012. Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Однако согласно вышеприведенным положениям Закона № 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства. При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства. Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона № 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке. Согласно пункту 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А44-1827/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|