Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А44-3078/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 декабря 2013 года г. Вологда Дело № А44-3078/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 25 декабря 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 октября 2013 года по делу № А44-3078/2013 (судья Самарин А.Д.), установил: открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента транспорта и связи Новгородской области (далее – Департамент транспорта) и в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1095321000180; далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (представитель в Новгородской области - Управление Федерального казначейства по Новгородской области) (ОГРН 1025300783991; далее – Минфин РФ) о взыскании за счет казны Новгородской области и Российской Федерации 1 950 642 руб. 95 коп. убытков, понесенных в результате оказания в 2012 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях. Определением суда от 20.09.2013 Департамент транспорта привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Решением суда от 17.10.2013 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества 4934 руб. 69 коп. убытков, 81 руб. 27 коп. возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за средств казны Российской Федерации в пользу Общества 1 945 708 руб. 26 коп. убытков, 32 425 руб. 15 коп. возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска. Минфин РФ с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просил решение отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что истец добровольно осуществлял перевозку льготных категорий граждан, заключив договор, осознавая и предвидя, что возможные убытки от перевозки льготных категорий граждан будут возмещаться за счет бюджетных средств исключительно в размере, установленном договором и в пределах лимитов бюджетных обязательств. Департамент транспорта 15.06.2012 заключил с Обществом договор № 133 «О предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах». Цена договора, согласно пункту 1.2, составила 7 447 400 руб., подлежала изменению в зависимости от количества фактически оказанных услуг по перевозке отдельных категорий граждан в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год. Цена договора в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2013 увеличена до 7 544 207 руб. Согласно представленному отзыву Департамент транспорта обращался в Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта о необходимости дополнительного выделения финансовых средств. Правительством Российской Федерации разработан проект постановления о выделении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительного финансирования. Однако данное постановление не принято. Департамент финансов и Департамент транспорта в отзывах на жалобу Минфина РФ возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, Департамент транспорта (заказчик) и Общество (перевозчик) заключили договор от 15.06.2012 № 133 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах. Предметом договора являлось предоставление заказчиком в 2012 году субсидий на компенсацию потерь в доходах перевозчика в связи с принятием областного закона от 29.05.2012 № 69-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении». Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 договора, перевозчик принял на себя обязательства: оказывать услуги по перевозке на возмездной основе железнодорожным транспортом пригородного сообщения обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся общей формы обучения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального и высшего профессионального образования с 01.01.2012 по 15.06.2012 включительно и с 01.09.2012 по 31.12.2012 включительно с предоставлением льгот и оформлением разовых проездных документов (билетов); оформлять разовые проездные документы (билеты) с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Новгородской области. Право на льготу предоставляется независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации. Дополнительным соглашением от 01.01.2013 стороны установили цену договора в размере 7 544 207 руб. 85 коп., которая подлежит изменению в зависимости от количества фактически оказанных услуг. В 2012 году Общество оказывало услуги по перевозке льготных категорий пассажиров, что подтверждается ежемесячно оформляемыми отчетами о потерях в доходах, ответчиками факт оказания услуг не оспаривается. В 2012 году потери в доходах Общества составили 9 494 850 руб. 80 коп. Новгородской областью в возмещение потерь возмещено Обществу 7 544 207 руб. 85 коп., из них 7 074 400 руб. за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета, 469 807 руб. 85 коп. - за счет средств бюджета Новгородской области. Поскольку Обществу не возмещены убытки, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на проезд железнодорожным транспортом, в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил иск за счет казны Новгородской области и за счет казны Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). На основании статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ). Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В соответствии с пунктом 4 статьи Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее - Закон № 308-ФЗ) межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Законом № 308-ФЗ предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Данным Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Правительство Российской Федерации, принимая Правила предоставления субсидий на компенсацию потерь в результате предоставления льгот как обучающимся, воспитанникам федеральных государственных образовательных, а также учащихся иных учебных заведений определило источники финансирования обязательств в пропорции - 95 процентов за счет субсидии из федерального бюджета (пункт 7 Правил), соответственно, в остальной части - обязательство подлежит финансированию из регионального бюджета. Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено выделение субсидии юридическим лицам на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Суд первой инстанции установил, дополнительные потери в доходах Общества, возникающие при оказании услуг по перевозке обучающихся, в 2012 году составили 9 494 850 руб. 80 коп. При этом Новгородской областью в возмещение потерь возмещено Обществу 7 544 207 руб.85 коп., из них, 7 074 400 руб. за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета, и 469 807 руб. 85 коп. - за счет средств бюджета Новгородской области. По расчету истца, дополнительные потери в доходах Общества, возникающие при оказании услуг по перевозке обучающихся, в 2012 году подлежат возмещению: 4934 руб. 69 коп. (9 494 850 руб. 80 коп. х 5 % - 469 807 руб. 85 коп.) за счет средств бюджета Новгородской области и 1 945 708 руб. 26 коп. (9 494 850 руб. 80 коп. х 95 % - 7 074 400 руб.) - за счет бюджета Российской Федерации. Суд первой инстанции, применив вышеперечисленные нормы права, признал требования Общества обоснованными и взыскал в пользу истца убытки с казны области и казны Российской Федерации. Доводы подателя жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют. Ссылка подателя жалобы на добровольное осуществление истцом перевозки льготных категорий Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А66-1095/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|