Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2013 по делу n А05-8019/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 декабря 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-8019/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Котласа и Котласского района Архангельской области Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2013 года по делу № А05-8019/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Ипаев С.Г.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Жилфонд-город» (ОГРН 1072904001477; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд                  Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности города Котласа и Котласского района Архангельской области Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – отдел) от 13.06.2013 № 93 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1                 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде предупреждения.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2013 года по делу № А05-8019/2013  заявленные требования удовлетворены.

Отдел с данным судебным актом не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что в действиях общества имеется состав вмененного ему в вину правонарушения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба отдела подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.04.2013 № 91 с целью надзора за исполнением обществом требований пожарной безопасности в отношении жилых домов, находящихся на обслуживании заявителя, в период с 01.05.2013 по 04.06.2013 проведена плановая выездная проверка.

Согласно договорам об управлении многоквартирным домом (листы дела 30-54) на общество возложены обязанности по организации содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных в                   городе Котлассе: № 77, 58, 75 на ул. Кирова; № 34а, 16, 12, 14, 32, 34 на                ул. Виноградова; № 2б, 2 на ул. Мартемьяновской; № 33, 150, флигель 1  на                ул. 7-го Съезда Советов.

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в Правилах противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее –                   Правила № 170), строительных норм  и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений. СНиП 21-01-97*», принятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее -                   СНиП 21-01-97*).

Так, в нарушении пункта 7.1 СНиП 21-01-97* не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений домов, расположенных в городе Котласе: № 16, 12, 14, 32, 34, 34а на                                ул. Виноградова,  № 58, 75, 77 на ул. Кирова.

Также в нарушение пункта 74 Правил № 390, пункта 3.5.8 Правил № 170 в противопожарном разрыве в  6  метрах от жилого дома № 33 на ул. 7-го Съезда Советов установлен сарай для складирования дров; в противопожарном разрыве в 7 метрах от жилого дома № 2в на ул. Мартемьяновская установлен сарай для складирования дров; в противопожарном разрыве в 7 метрах от жилого дома № 2б на ул. 7-го Съезда Советов установлен сарай для складирования дров; в противопожарном разрыве жилого дома № 150, флигель 1  на ул. 7-го Съезда Советов установлены сараи для складирования дров.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1    статьи 20.4 КоАП РФ.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.05.2013 № 91.

По факту выявленных нарушений в отношении общества 04.06.2013 уполномоченное должностное лицо отдела составило протоколы об административном правонарушении № 201-213.

Инспектор, рассмотрев указанные протоколы и приложенные к ним материалы, 02.07.2013 вынес постановление № 93 о привлечении                                 общества к административной ответственности по части 1статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.

Общество с постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, установлена частью 1 статьи 20.4 настоящего Кодекса.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

При этом в силу статей 1 и 20 Закона № 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно статье 20 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Пунктом 16 Правил № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Как указано выше, согласно договорам об управлении многоквартирным домом общество является управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных в городе Котлассе: № 77, 58, 75 на ул. Кирова; № 34а, 16, 12, 14, 32, 34 на ул. Виноградова; № 2б, 2 на ул. Мартемьяновской; № 33, 150, флигель 1  на ул. 7-го Съезда Советов (листы дела 30-54).

Следовательно, в силу изложенных выше норм, заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанных домах.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется то, что  в нарушение положений пункта 7.1 СНиП 21-01-97* не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений домов, расположенных в городе Котласе: № 16, 12, 14, 32, 34, 34а на ул. Виноградова,  № 58, 75, 77 на  ул. Кирова.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не является субъектом вмененного ему правонарушения в указанной части. В обоснование данного вывода сослался на положения пункта 21 Правил № 390 и часть 2 статьи 2.10 КоАП РФ.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее. 

Часть первая статьи 38 Закона № 69-ФЗ предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Таким образом, субъектами, на которых названными нормами                        Закона № 69-ФЗ возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности и которые могут быть привлечены за нарушение данных требований к административной ответственности, выступают как организации в целом, то есть юридические лица, так и их руководители и иные физические лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, то есть должностные и приравненные к ним лица. При этом разграничение обязанностей и ответственности названных лиц в сфере обеспечения пожарной безопасности является прерогативой законодателя или иного уполномоченного государственного органа, устанавливающего противопожарные правила и нормы. В этой связи соответствующими нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены случаи, когда обязанности по соблюдению определенных требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение возлагаются исключительно на руководителей организаций.

В силу пункта 21 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.

В этой связи следует признать, что случаи, когда обязанности по соблюдению определенных требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение возлагаются исключительно на руководителей организаций, предусмотрены отдельными положениями              Правил № 390, в том числе пунктом 21, несоблюдение которого обществу оспариваемым постановлением не вменяется.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется то, что  в нарушение положений пункта 7.1 СНиП 21-01-97*, в силу которого предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2013 по делу n А05-5949/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также