Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу n А66-15245/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 декабря 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-15245/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 декабря 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и                 Пестеревой О.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от заявителя Докшина М.И. по доверенности от 11.10.2013 № А18/39798/13, от ответчика Запрягаева А.Б.

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Запрягаева Александра Борисовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 августа 2013 года по делу № А66-15245/2012 (судья Белов О.В.),

у с т а н о в и л:

Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России, антимонопольный орган, антимонопольная служба) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении Запрягаева Александра Борисовича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 и частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 августа 2013 года по делу № А66-15245/2012 заявленные требования удовлетворены.                Запрягаев А.Б. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 и частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ,  и ему назначено наказание в виде административного  штрафа в размере                    20 000 руб.

Запрягаев А.Б. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств по делу.

ФАС России в письменных пояснениях просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Запрягаева А.Б. – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением ФАС России от 14.09.2012  по делу № 1 10/19-12 в действиях   открытого акционерного общества «Тверская энергосбытовая компания» (далее – общество, ОАО «Тверьэнергосбыт»,                    ОАО ««Тверская энергосбытовая компания»)  установлены нарушения части 1 статьи 10 и статьи 16 Федерального закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ,  Закон о защите конкуренции), выразившиеся в  манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2010-2011 годах, а также в  заключение незаконного соглашения с Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее – РЭК Тверской области), что привело к повышению цен (тарифов) для потребителей общества в 2010-2011 годах.

В связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства ФАС России определением от 06.11.2012 в отношении Запрягаева А.Б., являвшегося  в период с 07.08.2009 по 05.10.2010 генеральным директором общества, 06.11.2012  возбуждено дело об административном правонарушении № 4?14.31?17/00?21-12.

В рамках данного дела антимонопольным органом в отношении Запрягаева А.Б., как  должностного лица, 06.12.2012 составлен протокол                № 4-14.31-17/00-21-12 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 и частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

В данном протоколе ФАС России отразило, что нарушение обществом  части 1 статьи 10 и статьи 16 Закона № 135-ФЗ выразилось в следующем.

ОАО «Тверская энергосбытовая компания» приказом ФАС России                 от 23.05.2006 № 57 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением   финансовых   организаций),   имеющих   долю   на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

ОАО «Тверская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии в географических границах Тверской области и имеет долю более 65 % на указанном рынке.

В 2010 году расчет средневзвешенной нерегулируемой цены на элетрическую энергию для потребителей, осуществляющих расчеты по одноставочному тарифу, производился исходя из величины среднего числа использования мощности (далее - ЧЧИМ), в соответствии со 2-м вариантом, указанным в пункте 10.3 Регламента финансовых расчетов на оптовом  рынке электроэнергии (Приложение № 16 к договору о присоединении к торговой  системе оптового рынка) (в редакции 2010 года) (далее - Регламент финансовых расчетов в редакции 2010 года).

В  соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической  и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, регулируемые тарифы РЭК Тверской области рассчитывает на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность и расчетного объема производства соответствующего вида продукции за расчетный период регулирования.

Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса.

В  соответствии пунктами 6 - 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009            № 125-э/1 (редакция, действовавшая в 2010 году), основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией.

При этом обязанность по направлению предложений в указанные органы лежит на соответствующих энергоснабжающих (энергосбытовых) организациях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проверяют разработанные энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложения по формированию сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по каждому субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в ФСТ России.

Приказами ФСТ России от 30.07.2009 № 173-э/1 и от 20.11.2009                № 301-э/1 был утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2010 год (далее - сводный прогнозный баланс), в  соответствии с которым объем поставки электрической энергии   ОАО  «Тверьэнергосбыт»» с оптового рынка должен был составить 4672,5 млн.кВтч и 624,63 МВт. Таким образом, среднее ЧЧИМ по обществу  в регулируемом тарифе на покупку электроэнергии на оптовом рынке учтено 7480 (4672,5/624,63*1000). Выписка из утвержденного сводного баланса  доводится  РЭК   Тверской  области  до   сведения регулируемых организаций до начала очередного периода регулирования.

В  материалах тарифного дела содержатся сведения о предложении             ОАО «Тверьэнергосбыт»» для тарифного регулирования на  2010 год по  таблице П.1.6. «Структура полезного отпуска электрической энергии мощности»   по   группам   потребителей   ОАО   «Тверская энергосбытовая компания» со средним ЧЧИМ 7529 часов с учетом факта  2008 года  с ЧЧИМ 7557, ожидаемых данных за 2009 год с ЧЧИМ 7522.

 В  соответствии с данной таблицей ЧЧИМ потребителей общества находится в диапазоне от 7190 часов до 8166 часов.

 Сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов на электрическую энергию и мощность, а также для заключения участниками оптового рынка договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии  (мощности)  переходного  периода  (в  редакции  от 17.10.2009), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 (далее - Правила переходного периода).

В ответ на запрос ФАС России от 27.09.2011 № АГ/36617 РЭК Тверской обласи  не смогла представить каких-либо материалов и расчетов, которые подтверждают,    что    среднее    ЧЧИМ    потребителей    ОАО «Тверская энергобытовая компания», которые рассчитываются на розничном рынке с ОАО  «Тверская  энергосбытовая  компания»  по  одноставочному тарифу, составляет 4500, о чем сообщило в своем письме от 31.10.2011 № 3907.

Кроме того, в соответствии нормативными правовыми актами, которые действовали в 2010 году, у РЭК Тверской области в 2010 году отсутствовали полномочия и, соответственно, обязанность рассчитывать и направлять величину среднего ЧЧИМ в адрес ОАО «АТС» для расчета средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию для потребителей гарантирующих поставщиков.

На основании информации, представленной письмом ОАО «АТС» от 01.06.2011 № 01-02/11-8120 и материалов проверки ОАО «АТС», было проведено сравнение средневзвешенных нерегулируемых цен, сформировавшихся на основании направленного РЭК Тверской области значения среднего ЧИИМ в размере 4500, и цен, которые сложились бы без использования указанного значения среднего ЧЧИМ.

Проанализировав соответствующие показатели, ФАС России отметило, что цены для потребителей ОАО «Тверская энергосбытовая компания» значительно выше, если их расчет производится на основании среднего ЧИИМ в размере 4500, определенного РЭК Тверской области, в то время как цены определенные обоими вариантами расчета не должны существенно различаться. Указанное обстоятельство свидетельствует о неверном (заниженном) определении величины среднего ЧЧИМ.

Таким образом, РЭК Тверской области определил величину среднего ЧЧИМ в размере 4500 необоснованно, без проведения каких-либо расчетов и в отсутствие полномочий на определение и направление указанных показателей.

В данном случае ОАО «Тверская энергосбытовая компания» обратилось в адрес РЭК Тверской области с просьбой рассчитать величину среднего ЧЧИМ (письмо от 19.01.2010 № 022-02/82). РЭК Тверской области необоснованно рассчитал величину среднего ЧЧИМ (письмо от 19.01.2010 № 32), после чего направил письмо с данными показателями в адрес общества, которое в свою очередь направило указанные показатели в адрес ОАО «АТС» (письмо от 19.01.2010 № 022-02/101) для расчета средневзвешенной нерегулируемой цены на Вектрическую энергию для своих потребителей.

Указанные действия произведены в течение одного дня (19.01.2010), в то время как для расчета среднего ЧЧИМ РЭК Тверской области необходимо было проанализировать и учесть большой объем информации, отображающейся в различных источниках (документах), провести соответствующие расчеты (особенно в условиях того, что среднее ЧЧИМ в размере 4500 значительно отличается (меньше) от рассчитанных данных сводного прогнозного баланса).

ОАО «Тверская энергосбытовая компания» не направляло в РЭК Тверской области сведения (документы), на основании которых производится расчет среднего ЧЧИМ.

Следовательно, РЭК Тверской области не могла произвести расчет среднего ЧЧИМ без соответствующей информации, тем более в течение одного дня.

Указанные обстоятельства свидетельствует о предварительном достижении устного соглашения между ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и РЭК Тверской области, имеющего своей целью формирование заниженного значения ЧЧИМ в целях извлечения со стороны ОАО «Тверская энергосбытовая компания» дополнительного дохода и, соответственно, роста цен на электрическую энергию на розничном рынке.

Таким образом, о достижении и реализации антиконкурентного соглашения между ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и РЭК Тверской области при определении и направлении необоснованно заниженной величины среднего ЧЧИМ в размере 4500 в 2010 году свидетельствуют:

-   проведение процедуры определения (расчета) среднего ЧЧИМ в один день (направление писем (уведомлений) ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в адрес РЭК Тверской области, РЭК Тверской области в адрес                ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в адрес ОАО «АТС» 19 января 2010 года);

-   определение РЭК Тверской области величины среднего ЧЧИМ в размере 4500 без направления со стороны ОАО «Тверская энергосбытовая компания» обосновывающих материалов (информации);

- дальнейшее бездействие РЭК Тверской области и ОАО «Тверская нергосбытовая компания», выразившееся в ненаправлении корректной (обоснованно рассчитанной) величины среднего ЧЧИМ в адрес ОАО «АТС» для предотвращения роста цен на электрическую энергию в Тверской области   в  2010 году.

ОАО «Тверская энергосбытовая компания», заключив соглашение с             РЭК Тверской области о совместном определении заниженной величины среднего ЧЧИМ в размере 4500, которая использовалась ОАО «АТС» в              2010 году для расчета средневзвешенной нерегулируемой цены для потребителей ОАО «Тверская энергосбытовая компания», действовали в интересах последнего. В связи с этим экономически не обоснованные действия  РЭК Тверской области производились в интересах общества  путем определения заниженных значений среднего ЧЧИМ.

 Тем самым ОАО «Тверская энергосбытовая компания» совершило экономически не обоснованные действия, которые привели к существенному изменению нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность.

Занижение величины среднего ЧЧИМ привело к повышению цен для потребителей ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в 2010 году, вследствие этого общество получило дополнительный доход от реализации электрической энергии по завышенным ценам и было в этом заинтересовано.

В связи с изложенным  общество совершило действия по манипулированию ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2010 году, результатом чего  стало существенное повышению цен для потребителей ОАО «Тверская  энергосбытовая компания» в 2010 году.

В рамках производства 

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу n А05-8112/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также