Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А44-2334/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 декабря 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-2334/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,

при участии от закрытого акционерного общества «Тандер»     Смирновой Е.В. по доверенности от 28.11.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2013 года по делу № А44-2334/2013 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Тандер» (ОГРН 1022301598549,      ИНН 2310031475, город Краснодар, улица Имени Леваневского, дом 185;    далее – общество; ЗАО «Тандер») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области   (далее - управление) о признании недействительным предписания от 21.02.2013 № 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября      2013 года заявленные обществом требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 № 24/ГО в отношении ЗАО «Тандер» проведена выездная плановая проверка по вопросам выполнения обществом требований в области гражданской обороны.

По результатам проверки составлен акт от 21.02.2013 № 27/ГО и вынесено предписание от 21.02.2013 № 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.

Таким образом, в данном случае именно управление обязано доказать законность и обоснованность вынесения предписания от 21.02.2013 № 14/ГО по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Пунктами 1 и 2 оспариваемого предписания на общество возложена обязанность на основании пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение № 804), пунктов 5 и 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение № 687), Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.02.2012 № 70 дсп (далее – Порядок № 70 дсп) в структурном подразделении заявителя – филиале ЗАО «Тандер» в Великом Новгороде (далее – Новгородский филиал) разработать план гражданской обороны; а также на основании пункта 3,    абзаца второго пункта 4 Положения № 687 разработать план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций указанного филиала на текущий год.

Согласно пункту 5 Положения № 804 ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктами 5 и 6 Положения № 687 также установлено, что ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом согласно пункту 116 Порядка № 70 дсп организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) или представляющие высокую степень потенциальной опасности  возникновения чрезвычайных ситуаций  в военное и мирное время или являющиеся уникальными культурными ценностями.

Доказательства того, что общество или его структурные подразделения, в частности Новгородский филиал, относятся к категориям по гражданской обороне, в материалах дела отсутствуют, подателем апелляционной жалобы не представлены.

Ссылка управления на пункт 115 Порядка № 70 дсп апелляционным судом не принимается.

Согласно пункту 115 Порядка № 70 дсп организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к указанному Порядку.

Вместе с тем доказательств того, что Новгородский филиал расположен в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), управлением в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2.

Пунктами 3, 15, 25 предписания от 21.02.2013 № 14/ГО заявителю вменено в обязанность обеспечить всех работников Новгородского филиала, обособленного структурного подразделения ЗАО «Тандер» - гипермаркета «Магнит», расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Державина, дом 19 (далее - гипермаркет «Магнит») и обособленного структурного подразделения ЗАО «Тандер» - распределительного центра (далее - РЦ) средствами индивидуальной защиты.

Пунктами 4, 16, 26 оспариваемого ненормативного акта предписано в вышеприведенных структурных подразделениях ЗАО «Тандер» создать пяти процентный запас противогазов от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

На основании пунктов 5, 17, 27 вышеназванного предписания на заявителя возложена обязанность в Новгородском филиале, гипермаркете «Магнит» и РЦ обеспечить наличие дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета 40 % от их общей численности.

Также в соответствии с пунктами 6, 18, 28 предписания от 21.02.2013     № 14/ГО обществу необходимо разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам Новгородского филиала, гипермаркета «Магнит» и РЦ в установленные сроки.

Согласно пункту 2 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993 (далее – Положение № 993) предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 4 Положения № 993 установлено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

При этом в пункте 8 вышеприведенного Положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения

Из пунктов 6 и 7 Положения № 993 следует, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения). Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А66-13270/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также