Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А05-3480/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 ноября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-3480/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 29 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Савинской А.И.,

при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени                     Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» Богачева Н.А. по доверенности от 11.09.2013, от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Сынчикова Д.Н. по доверенности от 26.12.2012                     № 2.6-08/040378, от Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Камакина А.В. по доверенности от 14.01.2013 № 10-08/4,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2013 года по делу № А05-3480/2013 (судья Чурова А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН 1022900515021; далее – ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (ОГРН 1042900051094; далее – инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.12.2012              № 2.21-16/9 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900900020; далее – управление) по итогам рассмотрения апелляционной жалобы от 21.03.2013 № 07-10/1/03128.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня                            2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивируя жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению. Считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению нормы части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Указывает, что поскольку судьба земельного участка следует судьбе объекта недвижимости, расположенного на нем, обязанность по уплате земельного налога прекратилась у учреждения после расторжения отношений, связанных с пользованием объектами недвижимости, с момента передачи расположенных на земельных участках зданий и сооружений. Полагает, что вещное право на земельный участок возникает не с момента записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), а с даты, указанной в соответствующем распоряжении органа исполнительной власти.  

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Налоговая инспекция и управление в отзывах и их представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 07.12.2012                         № 2.21-16/146.

По итогам рассмотрения акта проверки и с учетом возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 29.12.2012 № 2.21-16/9 об отказе в привлечении к ответственности, которым обществу доначислен земельный налог за 2009 – 2011 годы в общей сумме 4 735 412 руб., а также начислены пени за просрочку его уплаты в сумме 527 518 руб.

Решением управления от 21.03.2013 № 07-1011/03128, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.

Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод инспекции о том, что учреждение являлось плательщиком указанного налога на основании сведений, отраженных в ЕГРП, согласно которым в отношении учреждения в спорные периоды было зарегистрировано право пользования двумя земельными участками.

Не согласившись с решениями инспекции и управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований и пришел к выводу о правомерности доначисления земельного налога и пеней по нему.

Апелляционная инстанция находит данный вывод суда обоснованным ввиду следующего.

Как установлено в ходе проверки и не оспаривается заявителем на основании постановления Главы администрации муниципального района «Печора» от 22.06.1999 № 265 за структурным подразделением ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 11:12:1701011:0125, расположенным по адресу: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 18а, о чем имеется запись в ЕГРП от 10.01.2007. Учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации права от 10.01.2007 серии 11 АА № 438583.

На основании постановления Главы города Вологды от 22.02.2006 № 625 за ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 35:24:0305022:0060, расположенным по адресу: город Вологда, улица Северная, дом 15, о чем имеется запись в ЕГРП от 17.04.2007. Учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации права от 17.04.2007 серии 35-СК № 210745.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми от 28.02.2008 № 38 прекращено право оперативного управления ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению.

В силу пункта 7 этого распоряжения оно является основанием для возникновения у муниципального образования права собственности на передаваемое имущество с момента утверждения акта приема-передачи имущества, в том числе зданий материального склада и хирургического корпуса, расположенных по адресу: город Печора, Печорский проспект, дом 18а, подписанного 04.04.2008.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области от 18.02.2008 № 97-р прекращено право оперативного управления ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к распоряжению.

В силу пункта 6 данного распоряжения оно является основанием для возникновения у муниципального образования права собственности на передаваемое имущество с момента утверждения акта приема-передачи имущества, в том числе зданий гаража, главного корпуса больницы, пристройки к нему, здания поликлиники и хозяйственного корпуса, расположенных по адресу: город Вологда, улица Северная, дом 15, подписанного 27.02.2008.

Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми от 27.02.2009 № 96 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области от 24.06.2009 № 697-р в связи с обращениями заявителя в указанные органы исполнительной власти прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко земельными участками с кадастровыми номерами 11:12:1701011:0125 и 35:24:0305022:0060, расположенным по данным адресам. 

Согласно выпискам из ЕГРП запись о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером                         11:12:1701011:0125 внесена 07.04.2011, запись государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0305022:0060 внесена 10.08.2012.

Заявитель ссылается на неправомерность доначисление ему земельного налога по спорным участкам, полагая, что право пользования прекращено с дат утверждения актов приема-передачи зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Апелляционная инстанция при рассмотрении указанного эпизода руководствуется следующим.

В силу статей 1 и 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В статье 552 ГК РФ и пункте 1 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 ГК РФ).

Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 данной статьи 53 ЗК РФ установлено, что при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случае, если такое право ранее зарегистрировано в ЕГРП, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми и по Вологодской области на основании заявлений учреждения от 06.03.2009                  № 1122, 1123, от 28.04.2009 № 2405, от 28.05.2009 № 2708 вынесены распоряжения от 27.02.2009 № 96 и от 24.06.2009 № 697-р, в соответствии с которыми право ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко на постоянное бессрочное пользование вышеуказанными земельными участками с кадастровыми номерами 11:12:1701011:0125 и 35:24:0305022:0060 прекращено.

В апелляционной жалобе учреждение ссылается на то, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками прекратилось в результате расторжения данных отношений с момента передачи расположенных на спорных земельных участках зданий и сооружений, то есть с 27.03.2009 и с 24.06.2009. При этом государственная регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанные земельные участки является обязанностью органов местного самоуправления.

Вместе с тем апелляционный суд считает, что подателем апелляционной жалобы не учтены следующие обстоятельства.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее - постановление № 54) указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 постановления № 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А13-4912/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также