Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу n А13-8763/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 ноября 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-8763/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 22 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи   Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от администрации Верховажского муниципального района Вологодской области Демидова А.П. по доверенности от 25.10.2013, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области Кургановой О.М. по доверенности от 09.01.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Верховажского муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 сентября 2013 года по делу № А13-8763/2013 (судья Логинова О.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

 

у с т а н о в и л:

 

администрация Верховажского муниципального района Вологодской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (далее – управление, Россельхознадзор, административный орган) об оспаривании постановления от 17.07.2013 № 35-05/048 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 сентября        2013 года в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.

Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 18.03.2013 государственным инспектором земельного надзора Чистяковой Н.С. в присутствии главы Климушкинского сельского поселения произведен осмотр земельного участка площадью 1,5 га сельскохозяйственного назначения (площадка «Самовская» для размещения и компостирования без навоза и фекалий).

Результаты осмотра оформлены протоколом от 18.03.2013 № 7 (л. д. 40-41), в котором зафиксировано, что земельный участок площадью 1,5 га, расположенный в 1,2 км от деревни Самово на северо-запад, представляет собой выемку с неровностями (предположительно вывозится мусор), покрытый снегом. Примерно 0,5 га зарастает кустарником и мелким лесьем. Измерить участок не представляется возможным из-за непроходимости сугробов. Подъездная дорога занесена снегом глубиной около 1 м. Участок ничем не обнесен, забора нет, вывесок и площадок нет. К протоколу приложены фототаблицы земельного участка (л. д. 42, 43).

Определением от 01.04.2013 (л. д. 53) Россельхознадзор возбудил дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту обнаружения площадки для размещения и компостирования отходов без навоза и фекалий на землях сельскохозяйственного назначения.

Управлением 06.06.2013 с участием понятых и представителя заявителя произведен осмотр спорного земельного участка, результаты которого оформлены протоколом № 50 (л. д. 64-65).

В ходе проведенного осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения установлено, что он представляет собой выработанный карьер. Земельный участок по периметру хаотично захламлен твердым бытовым мусором (лесоматериал, стеклотара, стройматериал, полиэтилен кирпич).

По факту невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв управлением 17.06.2013 в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от № 35-25/05-053 (л. д. 92) и 17.07.2013 вынесено постановление № 35-05/048, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно статье 12 названного Кодекса использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в том числе, проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (пункт 1 статьи 13 ЗК РФ).

При этом в силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В данном случае управлением при проведении проверки установлено, что часть земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:07:0000000:72 площадью 1,5 га (общая площадь участка 4294 га), расположенная в 1,2 км на северо-запад от деревни Самово Верховажского района Вологодской области захламлена твердым бытовым мусором.

Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается и администрацией не оспаривается, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - лесная площадь, он находится в фонде перераспределения района и является государственной собственностью (информационное сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 05.04.2013 № 28-1-42/78 (л. д. 48), кадастровая выписка от 25.04.2013 (л.д. 49-54).

В соответствии со статьей 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 указанного Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом изложенного собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, обязаны использовать их для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, при этом проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.

В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Следовательно, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о невыполнении администрацией обязательных мероприятий по охране, улучшению и защите сельскохозяйственных земель.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,    возникших в судебной практике при рассмотрении дел об      административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума от 02.06.2004 № 10) предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства принятия администрацией достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют, суду апелляционной инстанции не представлены. Оснований, препятствующих выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв не установлено.

Податель жалобы ссылается на то, что в отношении спорного земельного участка проводятся работы по его переводу в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

Действительно, из материалов дела видно, что администрацией Климушкинского сельского Совета 27.06.1991 принято решение № 2 (л. д. 15) о выделении земельного участка площадью 15 000 кв. м в урочище «Борки» населенной пункта деревни Самово для размещения свалки бытовых отходов.

Постановлением администрации от 31.12.2010 № 803 (л. д. 16) предварительно согласовано место выбора земельного участка для компостирования отходов без навоза и фекалий общей площадью ориентировочно 1,5 га из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Вологодская область, Верховажский район, Климушкинское сельское поселение, примерно в 1,2 км на северо-запад от деревни Самово. Также указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка от 31.08.2010 для предварительного согласования места выбора земельного участка для компостирования отходов без навоза и фекалий.

Администрация постановлением от 21.02.2011 № 122 (л. д. 17) утвердила схему расположения земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером 35:07:0000000:72 из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Верховажский район, Климушкинский сельсовет, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.

В дальнейшем указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:07:0104001:190, местоположение: Вологодская область, Верховажский район, Климушкинский сельсовет, поставлен на государственный кадастровый учет (л. д. 60).

Заявитель 27.03.2013 обратился в департамент

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу n А13-3489/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также