Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А05-4823/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 ноября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-4823/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 21 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и              Шумиловой Л.Ф.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

при участии от управления Тетеревлевой М.А. по доверенности от 01.08.2013, Головизниной И.В. по доверенности от 04.04.2013, от Минтрудсоцразвития Копица-Елезовой С.М. по доверенности от 02.10.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Устьянскому району» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 июля 2013 года по делу № А05-4823/2013 (судья Максимова С.А.),

у с т а н о в и л:

государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Устьянскому району» (ОГРН 1052907033497, далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее – управление) о признании недействительным предписания от 13.03.2013 № 24-06-10/426 по устранению выявленных нарушений.

Определением суда от 25.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее – Минтрудсоцразвития).

Определением суда от 12.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее – Минфин России, казначейство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 июля                       2013 года требования учреждения частично удовлетворены: признано недействительным проверенное на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предписание по устранению выявленных нарушений от 13.03.2013 № 24-06-10/426, в части: установления суммы нарушения, превышающей 2 046 126 руб. 49 коп., обязанности перечислить Минтрудсоцразвитию необоснованно отвлеченные сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность средства в сумме                        541 578 руб.; на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Заявитель не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Управление в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Минтрудсоцразвития в отзыве поддержало доводы жалобы.

Казначейство в отзыве доводы жалобы не признало.

Учреждение и Минфин России, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва, пояснили, что ответа из Минфина России на письмо от 29.03.2013                   (т. 1, л. 116) о возможности использования средств дебиторской задолженности на конец 2012 года в текущем 2013 году без возврата их в федеральный бюджет до настоящего времени не получено.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку сторонами соответствующих возражений не заявлено, спор о размере суммы, подлежащей возврату в бюджет, между сторонами отсутствует.

Заслушав объяснения представителей управления и Минтрудсоцразвития, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, управлением в период с 06.02.2013 по 13.02.2013 проведена проверка правомерного и эффективного использования средств, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в учреждении за 2012 год.

По результатам указанной проверки составлен акт от 13.02.2013. В частности, в ходе проверки установлено и отражено в пункте 2 акта, что средства субвенций, предоставленных из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме                         14 318 882 руб. 10 коп. освоены учреждением в полном объеме. Однако по состоянию на 24.12.2012 на лицевом счете заявителя имелись неиспользованные остатки субсидий в сумме 3 148 454 руб. 36 коп., которые 24.12.2012 перечислены на счет федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») и по состоянию на 01.01.2013 числились на счете ФГУП «Почта России». Управление пришло к выводу, что в нарушение требований статьи 242 БК РФ, статьи 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»» (далее – Постановление № 1249), условий пункта 4.1 договора от 28.05.2012 № 4.3.2-005-12-2523, заключенного между ФГУП «Почта России» и Минтрудсоцразвитием, неиспользованные остатки субсидий, профинансированные в 2012 году по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в сумме 2 566 798 руб. 79 коп., по подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 20 905 руб. 70 коп. использованы на финансирование бюджета следующего 2013 финансового года.

Копия акта получена руководителем учреждения 13.02.2013.

На основании акта проверки от 13.02.2013 руководителем управления Булатовым А.Ф. 13.03.2013 в адрес учреждения вынесено предписание по устранению выявленных нарушений № 24-06-10/426. В указанном предписании установлено, что средства, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 2 587 704 руб. 49 коп. необоснованно сверх необходимой потребности отвлечены в дебиторскую задолженность и своевременно не возвращены в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2013. Учреждению предписано необоснованно отвлеченные сверх необходимой потребности в дебиторскую задолженность средства перечислить Минтрудсоцразвитию.

Заявитель не согласился с вынесенным предписанием и обратился в суд с заявленным требованием.

Судом первой инстанции требования заявителя частично удовлетворены, с учетом расчета суммы, подлежащей возврату по основаниям, изложенным в акте проверки и предписании.

Апелляционный суд считает данный судебный акт в обжалуемой части не подлежащим отмене.

В соответствии с положениями статьи 6, 47, 129 БК РФ межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субвенций (безвозмездных поступлений, не относящихся к собственным доходам бюджета).

Пунктом 6 статьи 130 данного Кодекса установлено, что операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Передача полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрена: статей 23.2 Федерального закона «О ветеранах», статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 14 Закона РФ от «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», статей 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на 2012 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено таблицей 12 приложения 28 к Федеральному закону от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – Закон № 371-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 12 Закона № 371-ФЗ учет операций со средствами, предоставленными бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

В соответствии с частью 4 статьи 12 названного Закона порядок осуществления органами Федерального казначейства на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства, устанавливается Правительством российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления № 1249 определено, что перечисление органом Федерального казначейства межбюджетных трансфертов на счет, открытый ему в учреждении Банка России для учета операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации, с отражением соответствующих операций на лицевом счете по переданным полномочиям осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Федеральным казначейством принят Приказ от 18.06.2012 № 238, которым утвержден Порядок организации работы территориальных органов Федерального казначейства по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее – Порядок № 238). Пунктом 7 указанного Порядка определено, что операции по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляются не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации в орган Федерального казначейства, в том числе, заявок на кассовый расход.

Учреждение в соответствии с положениями Устава, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 31.03.2011 № 422-рс, указанными выше нормами и положениями статьи 161 БК РФ, является получателем бюджетных средств, в том числе, средств субвенции из федерального бюджета на обеспечение переданных для осуществления органам государственной власти Архангельской области полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007                 № 861 утверждены: Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан; Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установлена Областным законом Архангельской области от 28.05.2008                        № 515-27-03. В частности, пунктом 1 статьи 1 указанного закона определено, что меры

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А05-5152/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также