Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2013 по делу n А13-2300/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 ноября 2013 года

          г. Вологда

 

   Дело № А13-2300/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено11 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Козловой С.В. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

при участии от административного органа Кургановой О.М. по доверенности от 09.01.20103, от общества Элиозашвили Т.О. по доверенности от 01.03.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июня 2013 года по делу № А13-2300/2013 (судья Киров С.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Леспромсевер» (ОГРН 1023502494971; далее - ООО «Леспромсевер», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2013 № 35-05/013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также признании недействительным предписания от 13.02.2013 № 6-р об устранении нарушений требований законодательства.

Определением суда первой инстанции от 26.06.2013 требование                   ООО «Леспромсевер» о признании недействительным предписания управления от 13.02.2013 № 6-р об устранении нарушений требований законодательства, выделено в отдельное производство, делу присвоен № А13-7067/2013.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 июня                 2013 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что административным органом доказана вина общества во вмененном ему правонарушении. Ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы не признало, поскольку при вывозке леса использовалась полевая дорога, пролегающая по границе кварталов, помимо общества заготовка древесины велась и иной организацией, проведение рекультивации земель допустимо после окончания лесозаготовительных работ.

В судебном  заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.

Заслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции  считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 25.10.2012 в адрес административного органа поступило сообщение Главы Липецкого сельского поселения Верховажского муниципального района о вывозе, складировании и разделке древесины на земельных участках сельскохозяйственного назначения, примыкающих к урочищу Маврия Верховажского района Вологодской области.

На основании данного письма управлением 26.10.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По окончании административного расследования государственным инспектором отдела земельного надзора и государственного надзора за деятельностью органов государственной власти составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2013 № 35-25/05-009. В протоколе указано, что ООО «Леспромсевер» на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:07:0000000:28, примыкающем с западной стороны к бывшим населенным пунктам Маврия и Мало-Федоровская Верховажского района Вологодской области, общей площадью 75,4 га осуществляет вывозку и складирование древесины. Земельный участок состоит из двух участков, последовательно примыкающих друг к другу полей площадями 73,7 га и 1,7 га. На земельном участке площадью 73,7 га образованы колеи шириной 6 м, длиной 1,2 км, глубиной до 40 см, в результате чего почва изрезана и уплотнена, естественная растительность не произрастает. Общая площадь, занятая под колеями составляет 0,72 га. В западной части земельного участка по краю поля у кромки леса на площади 0,018 га размещены лесоматериалы. На земельном участке общей площадью                1,7 га в западной части участка на площади 1,2 га размещены лесоматериалы и отходы от вырубки леса.            

ООО «Леспромсевер» при осуществлении хозяйственной деятельности допустило захламление и образование колеи на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не выполнило установленных требований и обязательных агротехнических мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, тем самым нарушены статья 42, часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Начальник отдела земельного надзора управления Тестова М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, переквалифицировала действия общества с части 2 статьи 8.7 КоАП РФ на часть 1 статьи 8.7                       КоАП РФ, и вынесла постановление от 13.02.2013 № 35-05/013, которым назначила обществу административное наказание в виде штрафа в размере                 40 000 руб.

ООО «Леспромсевер», не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции удовлетворил требования общества в полном объеме.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в полном объеме по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, является невыполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе при осуществлении иных работ.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 78 названного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995                 № 525, Роскомзема № 67 (далее - Основные положения) рекультивации подлежат земли, нарушенные при проведении лесозаготовительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

На основании пунктов 3 и 4 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно пункту 32 этих же Положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Согласно постановлению административного органа от 13.02.2013                    № 35-05/013 обществу вменяется не проведение рекультивации нарушенных в результате захламления и образования колей в ходе лесозаготовки земель сельскохозяйственного назначения.

По материалам дела ООО «Леспромсевер» на основании договора аренды лесного участка от 08.09.2008, заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, осуществляет заготовку древесины в Центральном сельском участковом лесничестве совхоза «Север», квартал 36, выдел 20Ю, номер лесосеки 1 (т.1, л. 109-115).

         Проект освоения лесов ООО «Леспромсевер», включающий в себя лесозаготовку в 36 квартале Верховажского района, прошел государственную экспертизу,  имеет  положительное заключение данной экспертизы, которое утверждено  приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 23.011.2009 № 922.

         В соответствии с пунктом 12 Правил заготовки древесины (далее – Правила), утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины. Согласно пункта 53 Правил организации и проведения работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода  и таксации. В технологической карте разработки лесосек указываются схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, сладов, стоянок машин и другие характеристики.

         Согласно абрису и схеме расположения мест рубок при использовании лесов в 2012 году, являющейся приложением к лесной декларации общества, квартальная просека между 36 и 38 кварталом, лесопользователем которого в свою очередь выступает СПК «Липки», проходит по естественной границе, полевой дороге, пересекающей спорные сельскохозяйственные угодья по направлению к д. Маврия с запада.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

         Из материалов дела видно, что вывоз древесины с места рубки осуществлялся с использованием вышеописанной полевой дороги.

         По сведениям Департамента лесного комплекса Вологодской области данная дорога проходит как по землям лесного фонда, так и землям сельскохозяйственного назначения. В той части, в которой дорога расположена на территории, не относящейся к землям лесного фонда,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2013 по делу n А66-3788/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также