Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу n А13-4727/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 07 ноября 2013 года г. Вологда Дело № А13-4727/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года. В полном объеме постановление изготовлено 07 ноября 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области Майорова Л.Л. по доверенности от 09.01.2013 № 04-15/329, от закрытого акционерного общества «ПАРТНЕР» Барашкиной Л.В. по доверенности от 11.01.2013 № 1, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 августа 2013 года по делу № А13-4727/2013 (судья Савенкова Н.В.),
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «ПАРТНЕР» (ОГРН 1096518000061; далее - ЗАО «ПАРТНЕР», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (ОГРН 1043500289898; далее - инспекция, налоговый орган) от 12.02.2013 № 10-54/6-1. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 августа 2013 года заявленные требования общества удовлетворены. Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО «ПАРТНЕР». Считает что, действия налогового органа по истребованию документов у заявителя путем направления требования соответствуют нормам налогового законодательства Российской Федерации и являются обоснованными. Полагает, что норма, изложенная в пункте 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 № 27 (далее - Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг), является общей, тогда как форма требования о предоставлении документов утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее - Приказ № ММ-3-06/338@), является специальной, а при составлении запроса необходимо руководствоваться обычаями делового оборота с учетом пункта 7.9.3 вышеназванного Положения. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как усматривается в материалах дела, на основании решения заместителя начальника от 30.03.2012 № 10-15/115 инспекцией начата выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества «Эр Си Груп» (далее – ЗАО «Эр Си Груп») по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. В рамках названой проверки на основании статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), инспекция на основании своих поручений об истребовании документов (информации) от 21.06.2012 № 10-17/17453, от 03.07.2012 № 10-17/17640, от 26.09.2012 № 10-17/18826 направила в адрес ЗАО «ПАРТНЕР» требования от 25.06.2012 № 10-17/22896, от 04.07.2012 № 10-17/23161, от 27.09.2012 № 10-17/25216. Данными требованиями инспекция обязала общество представить документы (информацию) из реестра владельцев ценных бумаг в отношении ЗАО «Эр Си Груп». В ответ на указанные требования общество направило в адрес инспекции письма от 29.06.2012 № 401, от 13.07.2012 № ЦО-исх/7-12,52-7, от 12.10.2012 № ЦО-исх/7-18,52-12, в которых уведомило налоговый орган о невозможности представления запрашиваемой информации, в том числе по причине несоответствия запросов требованиям пункта 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг: запросы не скреплены печатью налогового органа. По причине непредставления информации по направленным требованиям налоговым органом в отношении заявителя составлен акт от 26.10.2012 № 10-54/6 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123). Рассмотрев указанный акт с учетом возражений общества, заместителем начальника инспекции принято решение от 12.02.2013 № 10-54/6-1 о привлечении ЗАО «ПАРТНЕР» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей. Общество обратилось с жалобой на данное решение инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - управление). По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 08.04.2013 № 07-09/003960@, которым оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества – без удовлетворения. Не согласившись с решением инспекции, ЗАО «ПАРТНЕР» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования общества. Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. В силу пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). На основании пунктов 3 и 4 названной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Пунктом 5 названной статьи Кодекса предусмотрено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ. Анализ положений вышеуказанных статей Кодекса позволяет сделать вывод о том, что привлечению к ответственности подлежит то лицо, которое необоснованно отказалось от представления запрашиваемых документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика и имеющихся у данного лица. Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 5000 рублей. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения и представления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ. В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, этим уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. Приказом № ММ-3-06/338@ утверждена форма требования о представлении документов. Условие о том, что требование о представлении документов (информации) должно содержать печать налогового органа, данным приказом не предусмотрено. Названный приказ является нормативным правовым актом и обязателен к исполнению всеми участниками налоговых правоотношений. Вместе с тем из материалов дела следует, что ЗАО «ПАРТНЕР» осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, то есть в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и является держателем реестра (регистратором). Согласно статье 8, пункту 5 статьи 42 указанного Закона деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра. Требования к порядку ведения реестра ценных бумаг предусмотрены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. В соответствии с пунктом 5 указанного Положения регистратор в том числе обязан предоставлять информацию из реестра в порядке, установленном указанным документом. Пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг установлен порядок предоставления налоговому органу информации из реестра, в соответствии с которым судебные, правоохранительные и налоговые органы, а также иные уполномоченные государственные органы могут получить информацию, необходимую им для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистратор предоставляет информацию при получении запроса в письменной форме, подписанного должностным лицом соответствующего органа и скрепленного печатью. В запросе указывается перечень запрашиваемой информации, а также основания ее получения. Поскольку ЗАО «ПАРТНЕР» является участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанный порядок предоставления налоговому органу информации из реестра в данном случае обязателен для заявителя. По общему правилу при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма. Следовательно, как правомерно отмечено судом первой инстанции, учитывая специфику деятельности общества (регистрационная компания), а также то, что этот регистратор не состоит в хозяйственных правоотношениях с проверяемым инспекцией налогоплательщиком - ЗАО «Эр Си Груп», зарегистрированным в системе ведения реестра акционеров, порядок предоставления налоговому органу информации из реестра регулируется в данном случае пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Вместе с тем требования пункта 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, как специального нормативного акта, регулирующего порядок предоставления информации из реестра акционеров государственным органам, в том числе налоговым органам, предусматривают наличие печати соответствующего органа на запросе, адресованном участнику профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в рассматриваемом случае – ЗАО «ПАРТНЕР»). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в требованиях инспекции, направленных в адрес общества, печать инспекции отсутствует. Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отказ общества представить затребованную налоговым органом информацию в связи с нарушением порядка истребования информации от регистрирующей компании правомерен. Ссылка подателя жалобы на то, что законодательством Российской Федерации не раскрывается понятие «запрос», в связи с этим при составлении запросов организациями, истребующими информацию у регистратора, необходимо руководствоваться сложившимися обычаями делового оборота с учетом пункта 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего. Согласно части 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу n А05-3498/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|