Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А66-13564/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-13564/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 30 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                    Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания             Савинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колхоза имени Чапаева на решение Арбитражного суда Тверской области                                      от 24 июня 2013 года по делу № А66-13564/2012 (судья Бачкина Е.А.),

 

у с т а н о в и л :

Колхоз имени Чапаева (ОГРН 1026901911761; далее - колхоз) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905; далее – министерство, административный орган) от 13.11.2012 № 295 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Колхоз с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела. Полагает, что административным органом нарушен порядок привлечения его к административной ответственности.

Министерство в отзыве просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                   АПК РФ).   

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, колхоз имеет лицензию от 29.06.2009  серии ТВЕ № 80084, вид лицензии – ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча песков строительного участка недр Могилёвка для дорожно-строительных работ сроком действия до 01.01.2021 (том 1, лист 130). Приложением 1 к лицензии определены условия пользования недрами (далее - Условия).

На основании обращения гражданина Петрова В.И. и приказа министерства от 13.09.2012 № 189-п должностными лицами ответчика в отношении колхоза проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2351-1, Закон о недрах), а также подпунктов 2.3.1, 2.3.2 пункта 2.3 Условий колхоз в период с июня 2012 года по настоящее время осуществляет лицензионную разработку строительного песка участка недр Могилевка для дорожно-строительных работ, расположенного в 23-24 км к северо-западу от города Кувшиново в районе деревень Могилевка, Силино, Печниково Кувшиновского района Тверской области без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке ежегодного плана развития горных работ на 2012 год. Указанный земельный участок находится в собственности колхоза и имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

По результатам проверки составлен акт от 12.10.2012 № 189, в котом зафиксировано выявленное нарушение.

Должностным лицом министерства составлен протокол от 19.10.2012                            № 295 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Тверской области – начальник управления государственного надзора Шуваев В.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление                  от 13.11.2012 № 295, которым колхоз признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Колхоз с названным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом                           № 2395-1.

На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Основные права и обязанности пользователя недр предусмотрены в статье 22 Закона о недрах.

В силу пунктов 1, 2, 3 части 2 указанной статьи пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.

В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее – Правила охраны недр), недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.

Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 № 85 (далее – Инструкция № 85).

В пункте 5 названной Инструкции определено, что под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (пункт 6 Инструкции № 85).

В силу пункта 8 данной Инструкции годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, научных и проектных организаций.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции № 85 годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа (управлением) Госгортехнадзора России или, по его поручению, отделом управления округа (управления). Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа (управлению).

Таким образом, планы по разработке и изменения к ним составляются на основании проектной документации в соответствии с установленными требованиями в области рационального использования и охраны недр и утверждаются пользователем недр по согласованию с органами Госгортехнадзора России.

Согласно пункту 30 Инструкции № 85, пункту 54 Правил охраны недр не допускается производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана.

Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В случае использования земель сельскохозяйственного назначения в других целях, в том числе для размещения промышленных объектов осуществляется перевод земель данной категории в другие категории.

В соответствии со статье 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004                     № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе, в связи с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий согласно пункту 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства.

 Из материалов дела следует, что колхозу выдана лицензия от 29.06.2009  серии ТВЕ № 80084, вид лицензии – ТЭ на право пользования недрами.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается подателем жалобы, в соответствии с условиями пользования недрами (Приложение 1 к лицензии, являющееся неотъемлемой частью лицензии) владелец лицензии обязуется обеспечить в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 2.3.1); соблюдение требований технических проектов и технической документации (подпункт 2.3.2).

В нарушение вышеуказанных норм колхоз с сентября 2012 года осуществлял разработку строительного песка участка недр Могилевка на земельном участке, имеющем категорию «земли сельскохозяйственного назначения», что подтверждается отчетом о выполнении маркшейдерских исследований месторождения песка строительного «Могилевка» в районе деревни Силино Кувшиновского района Тверской области с приложенными к нему фотоматериалами, согласно которому колхозом в 2012 году добыто     34 470 куб.м общераспространенных полезных ископаемых при отсутствии согласованного с территориальным органом Ростехнадзора плана развития горных работ на 2012 год.

Отсутствие согласованного плана свидетельствует о несоблюдении колхозом требований по безопасному ведению работ, порядка разработки месторождений полезных ископаемых.

Само по себе неуказание в условиях пользования недрами  требования о согласовании плана развития горных работ не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.   

Действующее законодательство не предоставляет лицензиату права на ведение горных работ без согласования с Ростехнадзором плана развития горных работ. Подпунктом 2.3.1 условий пользования недрами прямо закреплена обязанность владельца лицензии по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.

Поскольку заявителем фактически осуществлялась добыча песка на указанном в лицензии месторождении, колхоз обязан соблюдать требования приведенных выше нормативных актов, а также требования лицензионного соглашения.

 Согласно

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу n А13-14096/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также