Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу n А13-7909/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-7909/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Потеевой А.В. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Осиповой Е.В. по доверенности от 25.09.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда                  Вологодской области от 28 декабря 2012 года по делу № А13-7909/2012                (судья Алимова Е.А.),

у с т а н о в и л:

Департамент земельных отношений Вологодской области (в настоящее время - Департамент имущественных отношений Вологодской области,                ОГРН 1033500036998), администрация города Вологды (ОГРН 1033500051638, далее - Администрация) обратились в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН 1047855175785, далее - ОАО «МРСК Северо-Запада», общество) о взыскании 336 607 руб. 70 коп. по договору о предоставлении в аренду земельного участка в черте города                           № 24-6538А, в том числе 310 804 руб. 46 коп. задолженности по арендной плате, 25 803 руб. 24 коп. пеней.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря                2012 года исковые требования удовлетворены частично. С ОАО «МРСК Северо-Запада» в бюджет соответствующего уровня взыскано 256 руб. 33 коп. пеней за просрочку внесения арендной платы, в остальной части иска отказано. Также решением суда с ОАО «МРСК Северо-Запада» в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 07 руб.            42 коп.

Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. При этом ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливались постановлениями правительства Вологодской области от 24.10.2007 № 1447 - на 2008 год, от 02.12.2008 № 2322 - на 2009 год, от 16.12.2009 № 1985 - на 2010 год, от 13.12.2010 № 1463 - на 2011 год, от 27.12.2011№ 1699 - на 2012 год. Кроме того, трансформаторная подстанция не относится к линейным объектам.

ОАО «МРСК Северо-Запада» в отзыве на апелляционную жалобу  и представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Истцы надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -           АПК РФ).

Заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Администрацией (арендодатель), открытым акционерным обществом «Вологдаэнерго», правопреемником которого является ответчик (арендатор), заключен договор № 24-6538А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города.

По договору в аренду передан земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 35:24:0303006:0541, площадью 15 834 кв.м, по улице Дальней, для эксплуатации и обслуживания подстанции «Восточная».

Пунктом 1.5 договора стороны согласовали срок его действия - 25 лет.

К договору заключено дополнительное соглашение от 26.09.2008 № 1, на основании которого к Департаменту земельных отношений Вологодской области перешли права и обязанности арендодателя.

Рассматриваемый договор аренды и соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке.

Размер и порядок внесения арендной платы установлены в разделе 5 договора (с учетом дополнительного соглашения от 26.09.2008 № 1).

Пунктом 5.1 договора стороны установили, что размер арендной платы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области. Пунктом 5.2 договора предусмотрели обязанность арендатора до первого февраля каждого года получать у арендодателя расчет арендной платы на текущий год.

Согласно пункту 5.4 договора арендатор обязан вносить арендную плату ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца квартала путем перечисления денежных средств на расчетный счет в соответствии с реквизитами, указанными в расчете.

Наличие задолженности по арендной плате, начисленной за период              с 3-го квартала 2010 года по 4-й квартал 2011 года, послужило основанием для обращения с иском в суд.

Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Вологодской области от 20.11.2006 № 1518-ОЗ «О распоряжении земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда» установлено, что с 01.01.2007 распоряжение такими земельными участками осуществляет правительство области и (или) созданный в соответствии с действующим законодательством специально уполномоченный в сфере земельных отношений орган исполнительной государственной власти Вологодской области.

В силу пункта 3.1.2 Положения о Департаменте земельных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 23.10.2006 № 1031, данный Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда».

На основании Закона Вологодской области от 25.05.2012 № 2771-ОЗ «О признании утратившим силу Закона области «О распоряжении земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда», который вступил в силу с 03.09.2012, полномочия органа исполнительной государственной власти в сфере земельных отношений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования «Город Вологда», прекращены.

Следовательно, соответствующие полномочия с 03.09.2012, согласно положениям вышеуказанных нормативных правовых актов, возложены на Администрацию.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пункт 3 приведенной статьи предусматривает, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 606 ГК РФ устанавливает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

На основании пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

По смыслу пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости.

Если земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте или относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то подлежит применению предельная ставка годовой арендной платы, определенная для земельного участка, отвечающего соответствующему критерию, либо наименьшая из предельных ставок для земельных участков, подпадающих одновременно под несколько критериев.

Между тем в пункте 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции, действовавшей до 30.10.2007, вместо перечисления линейных объектов использовано понятие «объекты транспортных систем естественных монополий».

Исходя из толкования названного пункта после его изложения в новой редакции (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ, действующей в этой части без изменения по настоящее время), сформулированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, закрепленное в нем положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железные дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению предельный размер годовой арендной платы - не более двух процентов кадастровой стоимости.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий железнодорожные перевозки, транспортировку по трубопроводам нефти, газа и нефтепродуктов, передачу электрической и тепловой энергии, с 2006 года - услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи, с 2011 года - водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры.

Изменение терминологии различных законодательных актов не преследовало цели изменить установленные пунктом 2 статьи 3 Закона                              № 137-ФЗ единообразные критерии формирования арендной платы за публичные земельные участки, занятые линейными объектами, предназначенными для транспортировки информационных, коммунальных или природных ресурсов.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012                            № 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

По общему правилу земельные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А66-6150/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также