Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу n А66-7572/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-7572/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи    Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Петрова И.Е. по доверенности от 26.12.2012,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кесовогорского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2013 года по делу              № А66-7572/2013 (судья Басова О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,

 

у с т а н о в и л:

 

администрация Кесовогорского района Тверской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее – управление, административный орган) об оспаривании постановления от 11.06.2013 № ПСТ-08-09/1373 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.

Администрации с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что в оспариваемом постановлении не указаны обязательные мероприятия, за невыполнение которых заявитель привлекается к административной ответственности. По мнению подателя апелляционной жалобы, протокол осмотра от 25.04.2013 № 08-09/20 (01) является недопустимым доказательством, поскольку свидетель Сучкова Е.В. при осмотре спорных земельных участков не присутствовала. Кроме того, администрация ссылается

на неправомерность рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании приказа от 25.02.2013 № 367-пр управлением в отношении администрации проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.

В рамках проверки административным органом осуществлен 25.04.2013 осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения заявителя, который оформлен протоколом от 25.04.2013 № 08-09/20 (01).

Результаты проверки отражены в акте от 08.05.2013 № 367, согласно которому размежеванные земельные участки сельскохозяйственного назначения (образованные из земельного участка с кадастровым номером 69:13:000009:0541) с кадастровыми номерами 69:13:000009:0790, 69:13:000009:0791, 69:13:000009:0794, 69:13:00000:0795, 69:13:000009:0797, 69:13:000009:0798, 69:13:000009:0799, 69:13:000009:0803, 69:13:000009:0804, 69:13:000009:0805, 69:13:000009:0806, 69:13:000009:0809, 69:13:000009:0811, 69:13:000009:0821, расположенные в районе деревень Федово, Роща, Василисова, Хорошово, Чириково, Сафоново, поселка Речной Кесовогорского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области, и находящиеся в фонде перераспределения земель Кесовогорского района Тверской области, заросли полностью либо частично древесно-кустарниковой и сорной растительностью, при этом следы хозяйственной деятельности отсутствуют.

По данному факту управлением 24.05.2013 в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от № 08-09/226(01) и 11.06.2013 вынесено постановление № ПСТ-08-09/1373, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно статье 12 названного Кодекса использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в том числе, проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (пункт 1 статьи 13 ЗК РФ).

При этом в силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В данном случае управлением при проведении проверки установлено, что размежеванные земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 69:13:000009:0790, 69:13:000009:0791, 69:13:000009:0794, 69:13:00000:0795, 69:13:000009:0797, 69:13:000009:0798, 69:13:000009:0799, 69:13:000009:0803, 69:13:000009:0804, 69:13:000009:0805, 69:13:000009:0806, 69:13:000009:0809, 69:13:000009:0811, 69:13:000009:0821, расположенные в районе деревень Федово, Роща, Василисова, Хорошово, Чириково, Сафоново, поселка Речной Кесовогорского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области, заросли полностью либо частично древесно-кустарниковой и сорной растительностью, при этом следы хозяйственной деятельности отсутствуют.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается и администрацией не оспаривается, что спорные земельные участки, образованные из единого земельного участка с кадастровым номером 69:13:000009:0541, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на указанный земельный участок не распределена (кадастровый паспорт земельного участка, договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.03.2008 № 247).

Представителем администрации 25.04.2013 даны объяснения (т. 1, л. 147), согласно которым на балансе заявителя имеются земли фонда перераспределения, в том числе - землепользование из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:13:000009:0541. Кроме того, из экспликации земель фонда перераспределения (невостребованного) также следует, что земельный участок, из которого образованы спорные участки, находится в фонде перераспределения (т. 2, л. 1-2). Те же данные содержатся в информации, предоставленной администрацией      (т. 1, л. 148-151).

В соответствии со статьей 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 указанного Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно отметил, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, обязаны использовать их для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, при этом проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.

В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о невыполнении администрацией обязательных мероприятий по охране, улучшению и защите сельскохозяйственных земель.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,    возникших в судебной практике при рассмотрении дел об      административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума от 02.06.2004 № 10) предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства принятия администрацией достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют, суду апелляционной инстанции не представлены. Оснований, препятствующих выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв не установлено.

Администрация ссылается на то, что в оспариваемом постановлении не указаны обязательные мероприятия, за невыполнение которых заявитель привлекается к административной ответственности.

Данный довод является необоснованным, поскольку в постановлении управления указано, что администрацией не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению и защите сельскохозяйственных земель от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью.

Мероприятия по содержанию охраны земель установлены статьей 13      ЗК РФ, обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков установлены статьей 42 указанного Кодекса.

Кроме того, диспозиция

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу n А13-2312/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также