Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по делу n А52-633/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А52-633/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ваулины Горы» на решение Арбитражного суда Псковской области от 12 июля 2013 года по делу                              № А52-633/2013 (судья Самойлова Т.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Ваулины Горы» (ОГРН 1026002346259; далее - ООО «Ваулины Горы»; общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (ОГРН 1056000309331; далее - комитет) об отказе в продлении срока действия лицензии серии ПСК № 01353 ТЭ, выраженного в уведомлении от 14.12.2012 № Пр-10-3658, а также о возложении обязанности на комитет продлить действие указанной лицензии на срок до 31.12.2027 в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 12 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным отказа комитета в продлении срока действия лицензии серии ПСК № 01353 ТЭ, выраженного в уведомлении от 14.12.2012 № Пр-10-3658, и о восстановлении нарушенного права общества путем возложении на комитет обязанности продлить действие лицензии.

В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела.

Комитет в отзыве отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ПСК № 01353 ТЭ. Целевое назначение и вид работ в лицензии определены как добыча песчаного материала на участке                      ООО «Ваулины Горы» месторождения «Ваулины Горы». Срок окончания действия лицензии - 31.12.2012.

Неотъемлемой частью лицензии является соглашение об условиях пользования недрами, раздел 10 которого предусматривает условия пользования недрами.

ООО «Ваулины Горы» обратилось в комитет с заявлением от 03.12.2012             № 116 о продлении срока действия лицензии серии ПСК № 01353 ТЭ на право пользования недрами сроком на пятнадцать лет.

Рассмотрев обращение общества по вопросу продления лицензии, комитет направил ему уведомление от 14.12.2012 № Пр-10-3658 об отказе в продлении срока действия лицензии серии ПСК № 01353 ТЭ.

Решение об отказе в продлении срока действия лицензии принято комитетом по результатам проверки соблюдения пользователем недр условий лицензии, которая показала, что в период действия лицензии в 2007 году и в 2012 году у общества выявлены нарушения условий указанной лицензии. Данные обстоятельства явились основанием для отказа в продлении действия лицензии.

Не согласившись с отказом комитета в продлении срока действия лицензии, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Единственным и одновременно достаточным основанием для принятия решения о признании ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительным являются одновременно два условия: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина либо юридического лица.

 Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

 В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В реализацию указанных полномочий постановлением администрации Псковской области от 04.10.2005 № 382 утверждено Положение о порядке предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Псковской области (далее - Положение).

 Следовательно, регулирование правоотношений, возникающих при предоставлении на территории Псковской области в пользование участков недр местного значения, к которым относится песчаный материал, регулируется Законам о недрах и Положением.

 В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

 Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Однако согласно статье 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

 Пунктом 2 раздела 5 Положения установлено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Решение о продлении срока пользования участком недр принимается уполномоченным органом после проведения проверки соблюдения условий лицензии данным пользователем недр.

По смыслу изложенного, возможность продления срока действия лицензии является правом, а не обязанностью соответствующего органа, в данном случае комитета.

При этом, условием продления срока пользования участком недр является отсутствие нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

В рассматриваемом случае основанием для отказа в продлении срока действия лицензии явились выявленные ответчиком факты нарушения обществом условий лицензии, установленные по результатам проверок, проведенных Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию в марте 2007 года и Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) в августе 2012 года.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.09.2002 № 57 утверждены Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (далее - Правила № 57), обязательные для выполнения всеми организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими данный вид деятельности.

Плановой проверкой соблюдения требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, проведенной управлением, выявлено нарушение обществом Правил № 57, зафиксированное в акте проверки от 08.08.2012.

По факту выявленных нарушений должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении. Правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Кроме того, обществу выдано предписание от 08.08.2012                                               № 21-3057-1587/ПР об устранении выявленных нарушений.

Государственный инспектор отдела надзора за безопасностью ведения горных работ управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 17.08.2012 № 21-3057-1179/ПС, которым признал общество виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Общество не оспаривает факт выявленных управлением правонарушений.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что у пользователя недр по состоянию на август 2012 года, то есть за четыре месяца до окончания срока действия лицензии, выявлены нарушения условий лицензии.

Нарушение условий лицензии, выявленное в 2007 году по результатам проверки соблюдения обществом условий лицензии, которое явилось основанием для выдачи предписания от 20.03.2007 № 20, также не опровергнуто заявителем.

Довод общества о том, что на момент обращения о продления срока действия лицензии у него не выявлено нарушений лицензионных требований, поскольку все ранее выявленные нарушения на момент обращения устранены, отклоняется судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 57 к техническому руководству горными и взрывными работами на объектах открытых горных работ допускаются лица, имеющие высшее или среднее горнотехническое образование, в соответствии с Положением о порядке предоставления права руководства горными и взрывными работами в организациях и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

Апелляционная инстанция не принимает во внимание ссылку суда первой инстанции на справку негосударственного образовательного учреждения «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства» от 13.12.2012 № 5.1.-гор, согласно которой заместитель директора общества Иванов В.М. обучение на курсах для допуска к руководству открытыми горными работами не прошел (том 1, лист 130), так как согласно протоколу судебного заседания от 12.07.2013 по настоящему делу указанная справка исключена из числа доказательств по заявлению ответчика.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заместитель директора общества Иванов В.М. имеет соответствующего горнотехническое образование, предоставляющее право руководства горными и взрывными работами в организациях и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

Кроме того, по смыслу статьи 10 Закона о недрах установление факта совершении обществом нарушений условий лицензии в период ее действия исключает положительное решение вопроса о продлении обществу срока действия лицензии, следовательно устранение выявленных нарушений не имеет правового значения для данного вопроса.

Ссылка подателя жалобы на то, что комитетом не проводилась проверка соблюдения обществом условий лицензии и лицензионного соглашения, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Абзацем вторым пункта 2 раздела 5 Положения установлено, что решение о продлении срока пользования участком недр принимается уполномоченным органом после проведения проверки соблюдения условий лицензии данным пользователем недр.

В рассматриваемом случае комитетом проведена внутренняя проверка соблюдения обществом условий лицензии, которая выразилась в выполнении соответствующим должностным лицом ответчика поручения руководителя в сборе и анализе информации о деятельности лицензиата по данным, имеющимся в комитете как лицензирующем органе, а также полученным от иных государственных органов.

В ходе внутренней проверки комитет 12.12.2012 обращался с запросом в Северо-Западное

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 по делу n А05-3401/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также