Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу n А05-2870/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-2870/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и                 Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства»  Кононова А.В. по доверенности от 01.08.2013, от Министерства здравоохранения                        Архангельской области Клыкова А.К.  по доверенности от 09.01.2013 № 01-14/д09,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» на решение Арбитражного суда  Архангельской области от 03 июля 2013 года по делу № А05-2870/2013 (судья Чурова А.А.),

у с т а н о в и л :

 

федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН 1022900515021; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству здравоохранения  Архангельской области (ОГРН 1022900547207; далее - Министерство), Правительству Архангельской области (ОГРН 1032900016016; далее - Правительство) о признании незаконными действий по невключению в состав медицинских организаций, участвующих в реализации и получающих финансирование в рамках Программы модернизации здравоохранения на территории Архангельской области с 01.01.2011 (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением суда требования удовлетворены. 

Учреждение в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. Полагают, что все участники программы государственных гарантий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования являются участниками программы модернизации здравоохранения. Также указывают, что судом необоснованно отказано заявителю в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Правительство в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее –                        АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) Правительство Архангельской области постановлением от 28.03.2011 № 78-пп утвердило Программу модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011 - 2012 годы (далее - Программа), задачами которой являются:                    

1. укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

2. внедрение современных информационных систем в здравоохранение; 3. внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

        Программой определена система мероприятий по реализации каждой из задач, с выделением денежных средств на каждое из медицинских учреждений, участвующих в Программе.

На основании постановления Правительства Архангельской области                   № 419-пп в Программу с 02.10.2012 (далее – постановление № 419-пп) внесены изменения: в целях реализации задачи «внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами» к организациям, осуществляющим мероприятия по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, - поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи (строка 41), - повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (строка 57) отнесено Учреждение.

Постановлением Правительства Архангельской области № 172-пп действие Программы распространено на 2013 год.

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства», полагая, что оно имело право на участие в Программе с момента ее утверждения, применительно к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

Согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан одним из основных принципов охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования, установленных в статье 2 Закона № 326-ФЗ, является создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 названного Закона в период с               2011 года по 2012 год в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются, в частности, медицинские организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 этого же Закона финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.

На основании  пункта 3 статьи 50 Закона № 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:

-  укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования (в редакции до 01.01.2013),

- укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования (в редакции с 01.01.2013);

- внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Региональная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации включает в себя паспорт системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, перечень и стоимость мероприятий, направленных на реализацию целей, целевые значения показателей реализации программы модернизации здравоохранения, а также индикаторы реализации мероприятий указанной программы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за обоснованность стоимости мероприятий, установленных региональными программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм Закона № 326-ФЗ постановлением Правительства Архангельской области от 28.03.2011 № 78-пп утверждена Программа модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы; постановлением Правительства Архангельской области от 25.04.2011 № 117-пп - Порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее – Порядок № 117-П).

Учреждение включено с 02.10.2012 в перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе  на основании постановления № 419-пп.

По мнению подателя жалобы,  заявитель подлежал включению в названный перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе с момента ее утверждения.

В то же время пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

а) обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь;

б) предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий;

в) введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Согласно пункту 2 указанного постановления перечень мероприятий, проводимых по указанным направлениям, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка № 117-П определено, что мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе по предоставлению амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, включают в себя: осуществление государственными бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения Архангельской области, участвующими в реализации Программы и работающими в сфере обязательного медицинского страхования, ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, определенных перечнем должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, согласно приложению к настоящему Порядку.

На основании вышеприведенных норм суд первой инстанции обоснованно указал, что  органы исполнительной власти субъектов при определении задач и мероприятий, реализуемых в рамках Программы, определяют перечень государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, которые будут осуществлять реализацию таких мероприятий.

Органами исполнительной власти субъекта в целях реализации задач и мероприятий Программы включены в перечень участников учреждения здравоохранения областного уровня, созданные ими для осуществления соответствующих функций.

Заявитель является федеральным государственным бюджетным учреждением и не относится к учреждениями областного уровня, подведомственным Министерству здравоохранения Архангельской области.

Включение Учреждения здравоохранения федерального уровня в перечень учреждений - участников региональной программы нормативными актами прямо не предусмотрено.

Фактически внесение изменений в Программу в части

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу n А66-4571/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также