Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2013 по делу n А52-496/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 сентября 2013 года г. Вологда Дело № А52-496/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 16 сентября 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г., при участии от государственного предприятия «Центр детского отдыха и оздоровления» Николаевой Г.В. по доверенности от 16.10.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июня 2013 года по делу № А52-496/2013 (судья Героева Н.В.),
у с т а н о в и л :
государственное предприятие «Центр детского отдыха и оздоровления» (ОГРН 1026000972997; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508; далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 08.02.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 54/10/12-ЕМ и незаконным и отмене постановления от 22.03.2013 о назначении административного наказания по делу № 09/13. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что оспариваемые акты управления приняты в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона № 135-ФЗ). Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решения суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным. Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, в управление 10.10.2012 поступило заявление Барзановой З.И., в котором сообщалось о нарушении предприятием антимонопольного законодательства, выразившимся во взимании платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение по самостоятельно рассчитанным тарифам. При рассмотрении данного заявления управление усмотрело в действиях предприятия нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, путем взимания с граждан, занимающих помещения в корпусах № 1 и 2 загородного оздоровительного лагеря «Звездный», в том числе гражданки Барзановой З.И., платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение без надлежащим образом установленных тарифов, о чем вынесено решение от 08.02.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 54/10/12-ЕМ. Предприятию 08.02.2013 выдано предписание, которым предписано в срок до 11.03.2013 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившееся во взимании с граждан, занимающих помещения в корпусах № 1 и 2 загородного оздоровительного лагеря «Звездный», платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение без надлежащим образом установленных тарифов, а именно прекратить взимание платы с граждан, занимающих помещения в корпусах № 1 и 2 загородного оздоровительного лагеря «Звездный», платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение без надлежащим образом установленных тарифов. Также предприятию предписано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 706 465 руб. за период с 01.01.2010 по 31.10.2010 от услуг по отоплению и горячему водоснабжению граждан, занимающих помещения в корпусах № 1 и 2 оздоровительного лагеря «Звездный». В соответствии с пунктом 3 оспариваемого решения по факту нарушения предприятием пункта части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ управлением в отношение заявителя 25.02.2013 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и 22.03.2013 вынесено постановление о привлечение заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Заявитель не согласившись с указанными решением, предписанием и постановлением обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что в действиях предприятия отсутствует нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда обоснованным по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что согласно распоряжению администрации Псковской области от 30.03.1992 № 223-р и Уставу предприятия оно создано с целью оздоровления и организации отдыха детей, подростков и их семей. На основании распоряжения КУГИ администрации Псковской области от 07.07.1999 № 149 и свидетельства о государственной регистрации права от 13.01.2003 серии 60 АЖ № 041378 предприятие владеет на праве хозяйственного ведения комплексом строений по адресу: Псковская область, Невельский район, Голубоозерская волость, д. Опухлики, нежилого назначения площадью 15 002 кв.м. Данный комплекс строений образует детский оздоровительный лагерь «Звездный» (прежнее наименование - оздоровительный комплекс «Хибины»). Первоначальным собственником – открытым акционерным общество «Апатит» (далее - ОАО «Апатит») - указанный комплекс строений но договору № 908/82 о безвозмездной передаче имущества от 30.06.1999 был передан в государственную собственность Псковской области. В состав указанного комплекса строений входят, в том числе, котельная, корпус для семейного отдыха обслуживающего персонала площадью 1386 кв.м (корпус № 1) и корпус для обслуживающего персонала площадью 2040,9 кв.м (корпус № 2). Управление в ходе рассмотрения дела № 54/10/12-ЕМ установило, что согласно представленной схеме тепловых сетей лагеря здания корпусов № 1 и 2 присоединены к тепловым сетям и котельной. На основании этого управлением сделан вывод, что предприятие владеет на праве хозяйственного ведения источником тепловой энергии и тепловыми и водопроводными сетями. В помещениях указанных корпусов проживают работники предприятия, а также граждане, прекратившие трудовые отношения с заявителем до передачи ему помещений. Управление, приняв во внимание апелляционное определение Псковского областного суда от 17.07.2012 по делу № 33-1112, посчитало, что указанные граждане получили права на помещения в законном порядке и в отношениях их подлежит применению положения жилищного законодательства. Соответственно данные граждане являются потребителями коммунальных услуг (отопления и горячего водоснабжения) в смысле пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 и пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а предприятие по отношению гражданам является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг. Также управление сделало вывод о том, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенных сетей по отношению к потребителям - гражданам, проживающим в корпусах № 1 и 2. При этом предприятие самостоятельно определяло стоимость услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и взимало ее с граждан, что является, по мнению управления, нарушением установленного порядка ценообразования, поскольку тариф должен быть установлен уполномоченным органом в соответствии Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными выводами управления. В силу части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление № 30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Исходя из содержания пункта 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Согласно пункту 13 Постановления № 30 условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункту 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 настоящего Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. При рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входят следующие обстоятельства: установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также злоупотребление этим положением в форме создания дискриминационных условий, приведших к нарушению порядка ценообразования. В данном случае управлением в целях установления доминирующего положения предприятия не проводился анализ и оценка состояния конкурентной среды в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220. Также является необоснованным вывод управления о том, что предприятие является субъектом естественной монополии. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 Закона № Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2013 по делу n А66-8131/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|