Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 по делу n А05-4460/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-4460/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2013 года по делу № А05-4460/2013 (судья Чурова А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Сельскохозяйственное предприятие Усть – Лахома» (ОГРН 1032901680305; далее – ЗАО «СП Усть – Лахома», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (ОГРН 1037843053214; далее – административный орган, отделение) о признании незаконными и отмене постановления от 02.04.2013 № 72-13-190/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 156-2013 по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 600 000 руб.; постановления от 02.04.2013 № 72-13-191/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 153-2013 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 600 000 руб., постановления от 03.04.2013 № 72-13-192/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 161-2013 по статье 19.7.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2013 года по делу № А05-4460/2013 заявленные требования удовлетворены.

Отделение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что не имеется оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ относительно нарушений, отраженных в постановлениях от 02.04.2013 № 72-13-190/пн и № 72-13-191/пн (часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ). Считает также доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, поскольку информация была запрошена в целях выполнения контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в рамках камеральной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при осуществлении ведения реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно, отделением направлено обществу предписание от 02.08.2012 № 72-12-ИЛ-19/16882 о предоставлении до 06.09.2012 документов (получено 16.08.2012 согласно уведомлению о вручении).

В связи с тем что во исполнение указанного предписания 27.08.2012 документы представлены не в полном объеме (предъявлен только устав и справка о количестве акционеров), 18.09.2012 отделением составлен протокол об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а также вынесено постановление от 02.10.2012 № 72-12-729/пн о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности совершенного деяния.

Одновременно в адрес общества внесено представление от 02.10.2012 № 72-12-АН-13/21911 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое получено обществом 25.10.2012.

Поскольку данное представление от 02.10.2012 № 72-12-АН-13/21911 обществом исполнено не было, то в целях решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ административный орган 20.12.2012 направил ЗАО «СП Усть – Лахома» запрос (исх. № 72-12-НК-19/27142) о предоставлении таких сведений о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, как фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; серия и номер паспорта, дата выдачи и наименование органа, выдавшего паспорт, место жительства (регистрации).

Получив 28.12.2012 указанный запрос, общество направило административному органу выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ)  в отношении ЗАО «СП Усть – Лахома» по состоянию на 28.12.2005, которая получена отделением 15.01.2013.  

Поскольку информация о дате и месте рождения лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа общества получена не была, административным органом  20.03.2013 в отношении ЗАО «СП Усть – Лахома» составлен протокол об административном правонарушении № 72-13-241/пр-ап по статье 19.7.3 КоАП РФ, а 03.04.2013 вынесено постановление № 7213-192/пн, которым  ЗАО «СП Усть – Лахома» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

В ходе проведенной проверки  имеющихся у административного органа документов и сведений выявлено, что ЗАО «СП Усть – Лахома» не представило в отделение отчетность эмитента, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно, за 2009, 2010, 2011 годы, в связи с этим предписанием от 11.01.2013 № 72-12-ИВЛ-19/261 обществу предписано в 10-дневный срок со дня получения предписания представить в отделение отчетность за 2009 – 2011 годы (предписание получено обществом 25.01.2013 согласно уведомлению о вручении).

Поскольку в установленный срок предписание исполнено не было, объяснения причин невозможности его исполнения не представлены, то 18.03.2013 в отношении ЗАО «СП Усть – Лахома» составлен протокол об административном правонарушении № 72-13-231/пр-ап. Правонарушение квалифицировано по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы проверки 02.04.2013 заместитель руководителя отделения вынес постановление  № 72-13-190/пн, которым ЗАО «СП Усть – Лахома» признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Выявив в ходе проверки также, что ЗАО «СП Усть – Лахома» не представило в отделение документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, распределенных при создании, в течение 30 дней с даты государственной регистрации акционерного общества, административный орган направил обществу предписание от 11.01.2013 № 72-12-ИВЛ-19/262, которым предложил  обществу в 30-дневный срок со дня получения предписания представить  необходимые документы, предусмотренные требованиями Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее – Стандарты), утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее – Приказ №  07-4/пз-н); платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг в размере 2000 руб.

В связи с неисполнением данного предписания в установленный срок и непредъявлением причин невозможности его исполнения 18.03.2013 в отношении ЗАО «СП Усть – Лахома» отделением составлен протокол об административном правонарушении № 72-13-232/пр-ап по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а также 02.04.2013 вынесено постановление № 72-13-191/пн, которым ЗАО «СП Усть – Лахома» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Не согласившись с постановлениями административного органа от 02.04.2013 № 72-13-191/пн и № 72-13-190/пн, а также от 03.04.2013                  № 72-13-192/пн,  общество обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), действующими в период выявления нарушения и вынесения оспариваемых постановлений,  федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, осуществлять проверки деятельности эмитентов; направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ             «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 46-ФЗ) (в редакции, действующей на тот период) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно действующим на момент проверки пунктам 4, 5.4.10.1, 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, ФСФР России проводит проверки эмитентов и выдает эмитентам предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право ФСФР России запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам, предусмотрено пунктом 6.1 названного Положения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011                 № 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, согласно пункту 1 которых регламентом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно пункту 21 Административного регламента направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов и анализ полученных документов являются частью последовательности действий при камеральной проверке.

При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.

Следовательно, предписание Федеральной службы по финансовым рынкам может выноситься не только в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, но и по иным вопросам, отнесенным к компетенции ФСФР России или ее территориального органа.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.

Оценивая правомерность принятых отделением постановлений от 02.04.2013 № 72-13-191/пн и № 72-13-190/пн, а также от 03.04.2013                  № 72-13-192/пн, апелляционная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении.

Объективную сторону правонарушения по статье 19.7.3 КоАП РФ составляют действия или бездействие, выразившиеся в нарушении порядка либо сроков представления информации, непредставлении либо представлении неполной или недостоверной информации, представление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России) либо ее территориальные органы, если эти действия либо бездействие не влекут уголовной ответственности.

Следовательно, для привлечения лица к административной ответственности по данной статье необходимо, чтобы обязанность по представлению указанной информации в ФСФР России либо ее территориальные органы была предусмотрена Законом о рынке ценных бумаг.

В соответствии со статьями 65 и 210 АПК РФ на административный орган возложена обязанность

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 по делу n А44-8499/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также