Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу n А05-13774/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-13774/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 03 сентября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и                    Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от                 28 июня 2013 года по делу № А05-13774/2012 (судья Шперлинг М.Ю.),   

установил:

открытое акционерное общество «Северянка» (ОГРН 1022900545491; далее - Общество) 23.10.2012 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) с исковыми требованиями

- установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 1510 кв.м, с кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 190, в размере 3 759 000 руб.;

- возложить на ответчика обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 1510 кв.м, с кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект  Троицкий, дом 190, указав новую кадастровую стоимость данного участка в размере 3 759 000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, указано муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - Мэрия).

В судебном заседании суда первой инстанции 30.01.2013 истец заявил отказ от исковых требований.

Мэрия возразила против прекращения производства по делу и представила письменное ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Определением суда от 30.01.2013 принят отказ Общества от иска. Производство по делу прекращено. В удовлетворении ходатайства Мэрии о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 определение Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.2013 по делу № А05-13774/2012 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в суде первой инстанции.

При новом рассмотрении  суд определением от  15.05.2013  по ходатайству  Мэрии привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Мэрия просила установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 1510 кв.м, кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 190, в размере его рыночной стоимости 7 614 000 руб. В обосновании требований  она указала, что является собственником спорного земельного участка, получает доход от его использования в виде арендной платы, размер которой напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Поэтому она заинтересована в том, чтобы кадастровая стоимость земельного участка соответствовала его рыночной стоимости.

Мэрия  в суде первой инстанции  уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 1510 кв.м,  кадастровым номером  29:22:040713:27, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 190, в размере его рыночной стоимости, равной 7 654 000 руб.

Общество в порядке  статьи 49 АПК РФ  также изменило исковые требования, просило установить с 01.01.2013  кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 1510 кв.м,  кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенного по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 190, в размере 1 345 000 руб., возложить на  ответчика обязанность  внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка,  кадастровым номером 29:22:040713:27, в размере 1 345 000 руб., с 01.01.2013.

Изменения требований Общества и Мэрии суд первой инстанции принял.

Решением  суда от 28.06.2013 в удовлетворении требований  Общества и Мэрии отказано.

Мэрия с судебным актом не согласилась в части отказа в удовлетворении ее требований, просила решение суда в указанной части отменить, вынести новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.  Суд первой инстанции не учел требования статьи 24.19 Федерального закона  от 29.07.1998 № 135-ФЗ  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) и  статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которым действующим законодательством  предусмотрено два самостоятельных способа изменения кадастровой стоимости земельного участка: оспаривание результатов кадастровой стоимости; установление  рыночной стоимости в качестве  кадастровой. Суд не принял во внимание  правовую  позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного     Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010, в силу которой  законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.  Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В таком случае не подлежат применению нормы, регулирующие процедуру оспаривания кадастровой стоимости, установленные статьей  24.19 Закона № 135-ФЗ, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, о необходимости заключения независимой организации оценщиков (в которой состоит оценщик) о достоверности отчета. Заявленные Мэрией требования направлены не на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с названной нормой, а на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании пункта 3 статьи  66 ЗК РФ. В связи с этим у суда отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям  статьи 24.19 Закона № 135-ФЗ об установлении рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Учитывая, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться по общим правилам на момент рассмотрения спора.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта по правилам  части 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части в отсутствие возражений истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Мэрии.

Как следует из материалов дела,  Обществу  принадлежит на праве аренды земельный участок, общей площадью 1510 кв.м,  кадастровым  номером 29:22:040713:27, расположенный по адресу: Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 190, арендодателем и собственником которого является Мэрия.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012               № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 347 569 руб. 30 коп.

Общество и  Мэрия  не согласились с данной стоимостью  спорного земельного участка и обратились в арбитражный суд с  соответствующими требованиями.

Рассматривая заявленные требования  Общества и Мэрии, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в их удовлетворении.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ только в обжалуемой части, не находит правовых оснований для отмены судебного акта и  удовлетворения жалобы Мэрии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ  для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами  проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами  государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил,  организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

Согласно пункту 10  Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями,  утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

Как установил суд, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, Законом  № 167-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ.

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом  Закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1  «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19  которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Положения указанного закона применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой заключены после вступления в силу указанного закона (26.07.2010).

Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Архангельской области проведена в 2012 году и ее результаты утверждены по состоянию на 05.06.2012, то рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с вышеуказанным законом.

В соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: 1) недостоверность

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 по делу n А05-4482/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также