Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу n А13-15326/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-15326/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 23 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.  при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

         при участии от индивидуального предпринимателя Мухамадиева Закира Эргашевича представителя Журкиной Е.В. по доверенности от 17.12.2012, от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области                 Крюковой Е.А. по доверенности от 28.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от  25 марта 2013 года по делу                      № А13-15326/2012 (судья Корепин С.В.),

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Мухамадиев Закир Эргашевич (ОГРНИП 312352921200029, далее - истец) обратился с иском в Арбитражный суд Вологодской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, далее – Учреждение) об установлении с 01.01.2011 кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью                    1554 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда,                   ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб.

Определением суда от 13 февраля 2013 года в качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление).

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью 1554 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб., с момента вступления решения суда в законную силу.

Уточнение заявленных требований принято судом.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта                    2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1554 кв.м с кадастровым номером 35:24:0403003:349 расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда,                   ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. Кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 № 51;

- ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле                        № 913/11, нормы установленные Федеральным законом от 22.07.2010                                № 167-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространялись и заявитель воспользоваться  механизмом данного закона не мог;

- суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался отчетом от 22.10.2012 № 01/492 предоставленным истцом, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:349 установлена по состоянию на 01.01.2011, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;

- для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;

- незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.

Представитель Учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представителя Предпринимателя в судебном заседании возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, отзыв на жалобу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления в соответствии со статьями 123, 156, АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей Учреждения и Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью 1554 кв.м., расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 35-СК №180029 от 19.01.2007.

Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности  земельного участка установлена в размере 2 713 439 руб. 40 коп.

Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 22.10.2012 №01/492, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Бюро независимой оценки», рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2011 года в размере 463 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического

развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания).

Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.

Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Законом № 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

К спорным правоотношениям указанные нормы не применимы, в связи с чем истец лишен возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом  № 167-ФЗ.

В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (до внесения изменений Законом № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу n А13-12211/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также