Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу n А05-1802/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-1802/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 22 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Шалагиновой М.В.,

         при участии от Инспекции  Назаровой Л.В. по доверенности от 26.12.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2013 по делу № А05-1802/2013 (судья Быстров И.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (ОГРН 1042900051094; далее – Инспекция) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области по заявлению открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания»                               (ОГРН 1052901029235; далее – Общество) к Инспекции о признании недействительным решения Инспекции от 14.02.2013 № 438 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, а также о возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав Общества путём осуществления государственной регистрации этих изменений на основании документов, представленных Обществом в Инспекцию 07.02.2013.

До принятия решения по делу Общество отказалось от требования о возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, на основании документов, представленных в Инспекцию 07.02.2013.

Судом первой инстанции данный отказ принят, определением суда от 13.05.2013 производство по делу в данной части прекращено.

Решением от 13.05.2013 суд признал недействительным проверенное на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) решение Инспекции от 14.02.2013 № 438 «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для государственной регистрации документов», вынесенное на основании полученных регистрирующим органом 07.02.2013 документов, представленных для государственной регистрации юридического лица - Общества при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – Реестр), связанных с внесением изменений в учредительные документы, возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке, взыскал с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Инспекция с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что права и законные интересы Общества не нарушены, а принятое судом решение суда неисполнимо,  поскольку 25.02.2013 Инспекцией уже зарегистрированы изменения, вносимые Обществом в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Реестре, в связи с чем Общество отказалось от требования о возложении на Инспекцию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем осуществления регистрации соответствующих изменений, вносимых в учредительные документы на основании документов, представленных в Инспекцию 07.02.2013. Арбитражным судом Архангельской области данные обстоятельства не учтены, так же как не учтено то, что Законом № 129-ФЗ регистрирующему органу не предоставлено право изменять сведения, включенные в заявление, а также он не уполномочен устранять по собственной инициативе выявленные в заявлении противоречия. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность регистрирующего органа до вынесения решения по результатам рассмотрения заявления о внесении изменений в Реестр по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о причинах отказа в регистрации или выявленных противоречиях в поданных на регистрацию документах. Заявитель в случае отказа не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган  после устранения допущенных в оформлении заявления несоответствий, что и было сделано Общество впоследствии. В соответствии с разделом IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы  от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, действовавшими в спорный период, устанавливающими порядок заполнения заявлений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001), раздел 1 «Сведения о юридическом лице в Реестре» пункты 1.1 -1.2 заполняется в соответствии с учредительными документами юридического лица. Согласно учредительным документам Общества          Шульгин Ю.В. является генеральным директором закрытого акционерного общества «Межрегионсоюзэнерго» - управляющей организации (далее – Управляющая организация), то есть иным лицом, действующим от имени юридического лица. В данном случае соответствующее заявление о внесении изменений в учредительные документы Общества от имени последнего подписаны Шульгиным Ю.В., а на листе Н заявления (сведения о заявителе) статус заявителя был отмечен знаком «V» в пункте 1.1  (руководитель постоянно действующего исполнительного органа), а следовало отметить в пункте 1.2 (иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности). В связи с этим, поскольку документы оформлены Обществом ненадлежащим образом, содержат недостоверную информация, они считаются непредставленными. Полагает, что заполнение всех данных по установленной форме является обязанностью заявителя, а не налогового органа.

Представитель Инспекции в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество 01.04.2005 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052901029235.

Общество 07.02.2013 представило в Инспекцию заявление по форме Р13001 и документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице - Обществе, содержащиеся в Реестре, связанных с внесением изменений в его учредительные документы, ссылаясь на то, что 29.01.2013 внеочередным общим собранием акционеров Общества приняты решения о внесении изменений в учредительные документы Общества, в частности в сведения об адресе юридического лица, а также в пункты 10.9, 11.12, 12.7 устава Общества.

К данному заявлению Обществом приложены платёжное поручение от 29.01.2013 № 385 об уплате государственной пошлины, выписка из протокола внеочередного общего собрания акционеров от 29.01.2013 № 2, устав Общества в новой редакции, гарантийное письмо Казанокова М.О., копия свидетельства о государственной регистрации права от 12.04.2011, копия договора субаренды нежилого помещения от 29.01.2013 № 25.

Указанное заявление и приложенные к нему документы приняты Инспекцией 07.02.2013 (входящий номер 438).

Решением Инспекции от 14.02.2013 № 438 «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для государственной регистрации документов» Обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. При этом Инспекция указала, что среди представленных документов отсутствует заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В сопроводительном письме от 15.02.2013 № 29-10/04187 к этому решению Инспекция указала, что в представленном заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, отсутствуют достоверные сведения о заявителе. Поскольку заявление от имени Общества подписано Шульгиным Ю.В. -генеральным директором Управляющей организации, Инспекция полагает, что на листе Н заявления (сведения о заявителе) статус заявителя должен был быть отмечен знаком «V» не в пункте 1.1 (руководитель постоянно действующего исполнительного органа), как сделало Общество, а в пункте 1.2 (иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности).

Общество, полагая, что решение Инспекции от  14.02.2013 № 438  не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными в полном объёме.

Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований согласиться с принятым судебным актом и считает его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Реестра, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Статьей 9 данного Закона предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, закреплено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом            ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Непредставление установленных Законом № 129-ФЗ

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу n А44-8471/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также