Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу n А05-3215/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 августа 2013 года

       

г. Вологда

     

         Дело № А05-3215/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 22 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и                Осокиной Н.Н.              

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2013 года по делу № А05-3215/2013 (судья Быстров И.В.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Теплотехника» (ОГРН 1052930013685, далее – ООО «Теплотехника», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения от 27.12.2012                № 29/12-56030 об отказе в осуществлении государственного учета объекта - автомобильной стоянки (с авторемонтом и автомойкой), расположенной по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Уемский,                                 ул. Большесельская, д. 84 «в», и о возложении обязанности на кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов                          ООО «Теплотехника» путем постановки указанного объекта на государственный кадастровый учет.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня              2013 года требования общества удовлетворены. Кроме того, с кадастровой палаты в пользу ООО «Теплотехника» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Кадастровая палата с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой  просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что, поскольку автостоянка является единым имущественным комплексом, то на нее в силу частей 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее – Закон № 221-ФЗ) не распространяются положения данного закона, при том, что признаков отнесения спорного объекта к комплексу сооружений не имеется, так как он не является единым объектом связанным общей функциональностью своих составных частей.

Общество в отзыве опровергло доводы жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как в отношении комплекса объектов недвижимого имущества может быть осуществлен государственный технический учет, если данный комплекс имеет единый правовой режим и функциональность, с момента создания и до ввода в эксплуатацию.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» обществу 26.05.2010 было выдано разрешение на строительство № RU 29523000-29, в соответствии с которым ООО «Теплотехника» разрешалось строительство объекта капитального строительства - автомобильной стоянки (с авторемонтом и автомойкой) на земельном участке с кадастровым номером 29:16:080501:71, расположенном по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п. Уемский, ул. Большесельская (т. 1, л. 73).

Земельный участок для этих целей был предоставлен обществу на основании заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» договора аренды земельного участка от 03.03.2010, заключенного с обществом (арендатором) (т. 1, л. 22-29). Проектная документация на строительство указанного объекта разработана обществом с ограниченной ответственностью «Третий Вектор» (т. 2, л. 1-49).

По окончании строительства названного объекта администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» выдано разрешение от 29.11.2012 № 63 на ввод объекта в эксплуатацию (т. 1, л. 46, 47). Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию названный объект расположен по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Уемское», п. Уемский, ул. Большесельская, д. 84 «в».

Общество 30.11.2012 обратилось в кадастровую палату с заявлением о постановке этого объекта на государственный учет, приложив к заявлению технический паспорт на данный объект от 15.10.2012, составленный государственным унитарным предприятием Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» в лице Архангельского филиала (т. 1, л. 30-44, 55). В заявлении названный объект был указан как сооружение.

Кадастровая палата, рассмотрев представленные обществом документы, на основании подпункта 1 пункта 70 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577 (далее - Порядок № 577), вынесла решение от 27.12.2012 № 29/12-56030 об отказе в осуществлении государственного учета названного объекта (т. 1, л. 49). Решение мотивировано тем, что имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком № 577.

В своих разъяснениях от 11.03.2013 № 02-06/6822, представленных обществу по его запросу, кадастровая палата указала, что в соответствии с нормами Порядка № 577 государственный учет осуществляется в отношении объектов недвижимого имущества, которые вносятся в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. Согласно этим разъяснениям основным критерием отнесения вещи в недвижимости является прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Также в этих разъяснениях указано, что в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства не относятся сооружения, которые являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место. Согласно разъяснениям кадастровой палаты при рассмотрении технического паспорта было установлено, что сооружение не относится к объектам капитального строительства и в связи с этим не является объектом учета (т. 1, л. 50, 51).

Общество не согласилось с указанным решением кадастровой палаты, сочло, что оно принято при отсутствии законных оснований для отказа в постановке объекта на государственный учёт, в связи с чем обжаловало названное решение в арбитражный суд.

            Судом первой инстанции требования ООО «Теплотехника» удовлетворены.

          Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

          Согласно части 1 статьи 1 Закона № 221-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

          Частью 1 статьи 43 данного Закона до 01.01.2013 был установлен переходный период применения этого Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

          В силу пункта 5 Порядка № 577 государственным учетом объектов учета признаются действия по внесению в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее - Реестр) сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи, указанными в пункте 13 названного Порядка, или подтверждают прекращение существования такого объекта учета, а также иных предусмотренных Порядком сведений об объектах учета, указанных в пункте 14 Порядка.

          Пунктом 8 Порядка № 577 предусмотрено, что государственный учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта учета, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта учета или любых указанных в подпунктах 6 - 16 пункта 14 Порядка сведений об объекте учета или сведений, указанных в подпункте 17 пункта 14 Порядка.

          Как установлено пунктом 9 Порядка № 577, постановка на учет объекта учета сопровождается присвоением объекту учета кадастрового номера в соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров».

          Как следует из положений пункта 21 Порядка № 577 при постановке объекта учета на учет с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен технический план объекта учета. При этом в соответствии с пунктом 3 данного Порядка вместо технического плана, предусмотренного пунктом 21 Порядка № 577, заявитель вправе представить технический паспорт, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

          Согласно положениям пунктов 32 - 35 названного Порядка постановка на учет объекта учета осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения. При внесении в Реестр сведений об объектах учета данные сведения и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного учёта, предусмотренных названным Порядком. По результатам проверки оформляется протокол, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. При осуществлении постановки на учет объекта учета уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета принимается решение о постановке на учет образованного или созданного объекта учета. При выявлении оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного учета уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета принимается решение: 1) о приостановлении осуществления государственного учета; 2) об отказе в осуществлении государственного учета.

            Пунктом 70 Порядка № 577 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть принято решение об отказе в осуществлении государственного учета. Согласно пункту 75 Порядка № 577 в решении об отказе кратко излагается цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления, а также со ссылкой на соответствующие положения Порядка приводятся причины и основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного учета.

          В силу пункта 77 Порядка № 577 решение об отказе в осуществлении государственного учета может быть обжаловано в судебном порядке.

          Пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577 было установлено, что на территории Архангельской области Порядок № 577 вводится с 01.09.2012.

Из содержания пункта 1 названного Порядка следует, что объектом учета признаются здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Как видно из технического паспорта, объяснения представителя заявителя, разрешения на строительства, других представленные заявителем письменные доказательства, автомобильная стоянка (с авторемонтом и автомойкой) является созданным в результате капитального строительства сооружением, представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для технического обслуживания автомобилей и дополнительных услуг (мойка, услуги стоянки), все компоненты которого связаны с землей так, что перемещение этих объектов без несоразмерного ущерба их назначению и (или) ущерба функционированию комплекса в целом невозможно.

Следовательно, довод подателя жалобы о том, что автостоянка является единым имущественным комплексом и на нее в силу частей 5 и 6 статьи 1 Закона № 221-ФЗ не распространяются положения данного закона, и при этом признаков отнесения спорного объекта недвижимости к зданию, сооружению или помещению судом не установлено, подлежит отклонению, поскольку суд относит спорный объект к сооружениям, а не к предприятию как имущественному комплексу.

Согласно письму Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 10.11.2009 № Д23-3689 «О государственном техническом учете объектов недвижимости» в связи с обращением по вопросам государственного учета комплексов недвижимого имущества (в том числе автозаправочных станций) и оформления кадастровых паспортов на такие объекты Департамент недвижимости сообщил, что действующее законодательство не содержит требований к сооружениям. В связи с этим в отношении комплекса недвижимого имущества (в том числе автозаправочной станции) может быть осуществлен государственный технический учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий: наличие документов, подтверждающих создание комплекса недвижимого имущества в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию); использование объекта

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу n А13-3596/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также