Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу n А66-7791/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-7791/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 16 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

          при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ель-Брус» Горохова М.Н. по доверенности от 01.02.2013, от  администрации города Твери Смирнова Г.Ю. по доверенности от 15.04.2013, от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери     Смирнова Г.Ю. по доверенности от 09.04.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 мая 2013 года по делу № А66-7791/2012 (судья Истомина О.Л.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Ель-Брус» (ОГРН 1026900534781; далее – ООО «Ель-Брус»), общество с ограниченной ответственностью «Алекс-Т» (ОГРН 1086952018977; далее – ООО «Алекс-Т»), общество с ограниченной ответственностью «Аструм» (ОГРН 1086952018966; далее – ООО «Аструм»), общество с ограниченной ответственностью «АллТрейд» (ОГРН 1056900100542; далее – ООО «АллТрейд») обратились в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828; далее – Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300242:6, общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью «АЛЬЯНС-ПРОФИ» № 3128з по состоянию на 01.01.2007 в размере                  74 368 394 руб. и обязании ответчика с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости 74 368 394 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери (далее – Администрация) и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее – Департамент).

Определением от 17 сентября 2012 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Тверского филиала (далее - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата»).

Определением суда от 16 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.

Определением суда от 15 января 2013 года прекращено производство по делу в отношении Управления Росреестра в связи с отказом истца от иска к данному лицу; Управление Росреестра привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением суда от 14 февраля 2013 года удовлетворено ходатайство истцов об изменении исковых требований. Согласно ходатайству они просили суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:03 00 242:6, общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью «Андреев Капиталъ» (далее - ООО «Андреев Капиталъ») № 13-011з по состоянию на 13.08.2009 в размере 73 487 200 руб. Кроме этого истцы просили обязать Управление Росреестра внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения.

В судебном заседании представитель истцов заявил письменный отказ от искового требования об обязании Управления Росреестра внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения и уточнил, что требование об обязании внести в Государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения адресовано единственному ответчику –               ФГБУ «Федеральная кадастровая палата».

Ходатайство истцов об уточнении исковых требований принято судом.

Решением суда от 06 мая 2013 года исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:03 00 242:6, общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, равная его рыночной стоимости в размере 73 487 200 руб. Суд обязал         ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:03 00 242:6, общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, в размере 73 487 200 руб. с момента вступления судебного акта в законную силу.

Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Апеллянт полагает, что истцами нормативно не обосновано, каким образом нарушаются их права установлением какой бы то ни было кадастровой стоимости земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, учитывая, что истцы не являются собственниками указанного земельного участка. Установление в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не повлияет на расчет арендной платы за земельный участок по договору аренды, заключенному третьим лицом с истцами, и предмет настоящего спора не может затрагивать законные интересы истцов. Арендная плата по договору от 10.08.2010 № 93-1 определяется с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, а не исходя из кадастровой стоимости земельного участка, как утверждают истцы. Государственная кадастровая оценка земель в Тверской области утверждена постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 № 503-па (то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ)). Таким образом, часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции не могла быть применена при разрешении настоящего спора. Также апеллянт считает неправомерным применение судом при рассмотрении дела правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума № 913/11, поскольку фактические обстоятельства настоящего дела существенно отличаются от указанного.

В судебном заседании представитель Администрации и Департамента поддержал изложенные в жалобе доводы.

Истцы в отзыве и представитель ООО «Ель-Брус» в судебном заседании просят апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в отзыве просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, между администрацией г.Твери и       ООО «Ель-Брус» 04.05.2007 заключен договор аренды № 515-1 (т.1, л.18-21) находящегося в муниципальной собственности земельного участка. Предметом договора являлся земельный участок площадью 23 684 кв.м, с кадастровым номером 69:40:03 00 242:0002, расположенный по адресу: Тверская область,     г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе. Земельный участок предоставлен по строительство физкультурно-оздоровительного комплекса.

После завершения строительства объекта недвижимости между администрацией г. Твери и ООО «Ель-Брус», ООО «Алекс-Т», ООО «Аструм», ООО «АллТрейд» 10.08.2010 заключен договор аренды № 93-1 (т.1, л.12-15) находящегося в муниципальной собственности земельного участка. Предметом договора являлся земельный участок площадью 23 292 кв.м, с кадастровым номером 69:40:03 00 242:6, расположенный по адресу: Тверская область,            г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе. Земельный участок предоставлен под эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса. Срок действия договора аренды с 10.08.2010 по 30.06.2059. Договор аренды      № 93-1 в установленном порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, в частности представленной копии кадастрового паспорта земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300242:2 площадью 23 684 кв.м и кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300242:2, указанный земельный участок снят с кадастрового учета 01.10.2010 в связи с формированием новых земельных участков с кадастровым номером 69:40:0300242:5 и 69:40:0300242:6 площадью 23 292 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300242:6 общей площадью 23 292 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, кадастровая стоимость земельного участка составляет 340 374 381 руб. 12 коп.

Истцы, полагая, что кадастровая стоимость учитывается при определении арендной платы за земельный участок и в случае выкупа земельного участка, обратились в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость (340 374 381 руб. 12 коп.) земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300242:6 общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19 в Пролетарском районе, является явно завышенной.

В подтверждении обоснованности своих требований истцы представили отчет ООО «Андреев Капиталъ» № 13-011з от 13.08.2009 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300242:6, общей площадью 23 292 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. А.Степанова, 19, и экспертное заключение некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 о соответствии отчета № 13-011з от 13.08.2009 требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно отчету кадастровая стоимость земельного участка составляет 73 487 200 руб.

Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными по праву и удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу n А05-4332/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также