Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу n А05-16923/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-16923/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 15 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г. ,

         при участии от заявителя Гацуца Ю.А. по доверенности от 05.03.2013, от ответчика Каталова В.А. по доверенности от 24.06.2013 № 205-01/06,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Уемская» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 апреля 2013 года по делу № А05-16923/2012 (судья Гуляева И.С.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Уемская» (ОГРН 1102930000470; далее – общество, ООО «Птицефабрика «Уемская») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании не соответствующим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Правила № 90) письма Министерства сельского хозяйства Архангельской области (далее – министерство) от 10.01.2013 № 205-03-38/4 об отказе в предоставлении субсидий в сумме 6 412 313 руб. 59 коп. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-1, а также о возложении на министерство обязанности произвести выплату субсидий в указанной сумме.

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Архангельской области от 24 апреля 2013 года по делу № А05-16923/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Министерство в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,  исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, ООО «ПТФ «Уемская», являясь сельхозхозпроизводителем, 19.12.2011 заключило с Архангельским филиалом ОАО КБ «Севергазбанк» договор № 15/300-11 об открытии кредитной линии в сумме 78 700 000,00 руб. на 5 лет  для приобретения оборудования (пункт  1.3 договора). Окончательный срок возврата кредита установлен 18 декабря 2016 года.

В силу пункта 4.1. кредитного договора за пользование денежными средствами заемщик уплачивает кредитору проценты в размере действующей на дату начисления процентов ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком России, увеличенной на 2,75 процентов годовых, но не менее 11 процентов годовых.

Факт оплаты и передачи в собственность ООО «Птицефабрика «Уемская»  оборудования на общую сумму 96 094 803 руб. 76 коп. подтверждается товарными накладными, актами приема-передачи основных средств (форма             № ОС-1).

Согласно представленным платежным поручениям истец уплатил банку в 2012 году 7 816 508 руб. 26 коп. процентов за пользование кредитом. 

Письмом от 10.12.2012 № 142 общество обратилось к министерству с заявлением о предоставлении субсидии на компенсацию части  процентов по кредиту за период с 19.12.2011 по 10.12.2012, по результатам рассмотрения которого министерство письмом от 10.01.2013 № 205-03-38/4 отказало в предоставлении субсидии, ссылаясь на отсутствие оснований для начисления и выплаты субсидий за указанный период, поскольку приобретенное оборудование не является вновь созданным и (или) модернизированным.

Считая указанный отказ министерства, изложенный в письме от 10.01.2013 № 205-03-38/4 не соответствующим требованиям Правил № 90, общество в порядке главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного письма министерства недействительным (с учетом уточнения заявленного требования).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции свое решение мотивировал тем, что обществом не представлено доказательств приобретения сельскохозяйственной техники, соответствующей  перечню и кодам ОКП, указанным в приложении № 2 к приказу Минсельхоза Российской Федерации от 13.04.2010 № 123 (далее – приказ № 123), которым утвержден Перечень направлений использования кредитов (займов), полученных на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, страхования сельскохозяйственной продукции и организационное обустройство.

С данным выводом апелляционная коллегия не может согласиться в связи со следующим.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа либо его действия (бездействия) недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При этом в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части первой статьи 7 Закона                № 264-ФЗ).

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

В рассматриваемый период на момент обращения общества с заявлением Правила № 90 устанавливали порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2004 на срок от 2 до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.

В силу пункта 7 Правил № 90 средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).

Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (пункт 8 Правил                 № 90).

Пунктом 9 Правил № 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.

На территории Архангельской области в развитие Закона № 264-ФЗ и  Правил № 90, Закона области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», долгосрочной целевой программы  «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 12.05.2009 №131-па/20, постановлением администрации Архангельской области от 17.02.2009 № 47-па/7 (далее – постановление № 47-па/7) утверждены Правила предоставления в 2009-2012 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Кроме того, постановлением администрации Архангельской области от 30.06.2009 № 12-пп (далее -  постановление № 12-пп) утверждены Правила предоставления средств, полученных из федерального бюджета на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2009 - 2012 годы».

В силу приведенных норм, содержащихся в пункте 9 Правил № 90, для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), следующие документы:

а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);

б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);

в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;

г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;

д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.

Аналогичный перечень документов предусмотрен

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу n А05-2053/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также