Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по делу n А66-9758/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 августа 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-9758/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 08 августа 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от закрытого акционерного общества «Базовые ценности» Горецкой Е.В. по доверенности от 02.08.2012, от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Соколовой М.С. по доверенности от 11.03.2013, Карсаковой И.В. по доверенности от 24.06.2013, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Карсаковой И.В. по доверенности от 12.04.2013, Барадулиной Е.А. по доверенности от 30.05.2013, Ивановой Нины Васильевны ее представителя Ведерникова Д.П. по доверенности от 09.07.2013, от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КСК» директора Горецкой Е.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ивановой Нины Васильевны, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от             04 февраля 2013 года по делу № А66-9758/2012 (судья Балакин Ю.П.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «Базовые ценности» (далее – общество, ЗАО «Базовые ценности») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – управление Росреестра) о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Свапущенское сельское поселение, деревня Шалабаево, и о возложении обязанности внести запись в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) о прекращении существования данного земельного участка, при участии третьих лиц - Ивановой Нины Васильевны, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КСК» (далее – ООО «УК «КСК»), общества с ограниченной ответственностью «Тверское Кадастровое Бюро» (далее –      ООО «Тверское Кадастровое Бюро»), Прохорова Сергея Алексеевича (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.

Иванова Н.В. с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что ООО «Тверское Кадастровое Бюро» надлежащим образом не извещено судом первой инстанции о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание его представитель не явился, в связи с этим судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, поскольку оспариваемое решение принято без учета позиции указанного общества. Считает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, а также на избрание ЗАО «Базовые ценности» ненадлежащего способа защиты нарушенного права.

Кадастровая палата с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что постановка на кадастровый учет спорного земельного участка не нарушает права и законные интересы заявителя, а также на наличие в координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 69:24:0000008:1284,            69:24:08 02 01:0010, 69:24:08 02 01:0011, 69:24:00 00 008:897 кадастровой ошибки. Полагает, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Управление Росреестра с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.

Общество в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в них, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

ООО «УК «КСК» отзыв на апелляционные жалобы не представило, его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в них, не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.

ООО «Тверское Кадастровое Бюро» в отзыве на апелляционные жалобы поддержало доводы, в них изложенные, с решением суда не согласилось.

Прохоров С.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.

ООО «Тверское Кадастровое Бюро» и Прохоров С.А. надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества, кадастровой палаты, управления Росреестра, Ивановой Н.В., ООО «УК «КСК», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010 (поставлен на кадастровый учет 14.01.2003), 69:24:08 02 01:0011 (поставлен на кадастровый учет 10.01.2003), 69:24:00 00 008:897 (поставлен на кадастровый учет 08.02.2007) в районе деревни Шалабаево Осташковского района Тверской области.

Право собственности на указанные участки зарегистрировано за обществом 19.01.2006, 19.03.2007 и 29.08.2009, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. 25, 22, 19).

Общество обратилось в землеустроительную компанию –              общество с ограниченной ответственностью «Землеустроитель» (далее - ООО «Землеустроитель») для проведения землеустроительных работ по земельным участкам с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010,         69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897.

В ходе проведения указанных работ было установлено наложение на земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010,              69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897 земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284, расположенного в районе деревне Шалабаево Осташковского района Тверской области (поставлен на кадастровый учет 30.07.2009) (т. 1, л. 30,93).

Заключением от 13.08.2012 № 269 ООО «Землеустроитель» сообщило обществу о невозможности проведения кадастровых работ на участках с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010, 69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897 (т. 1, л. 15).

Общество 14.06.2012 обратилось в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области  с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010,         69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897 в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка. К заявлению приложен межевой план.

Решениями от 11.07.2012 (т. 1, л. 11, 28, 31) обществу отказано в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007         № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре, Закон № 221-ФЗ), поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010, 69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897, в том числе пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284, межевание которого проводилось в 2009 году ООО «Тверское Кадастровое Бюро».

Общество, посчитав постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284, нарушающей его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, закрепленных в пункте 1 статьи 4 Закона № 221-ФЗ, является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Основанием осуществления кадастрового учета является, в том числе, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ относится площадь объекта недвижимости.

Структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел в период возникновения спорных правоотношений устанавливал Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35 (далее – Порядок № 35).

Пунктом 5 данного Порядка определено, что реестр объектов недвижимости состоит из реестров объектов недвижимости кадастровых округов (далее - реестры), ведение которых осуществляется на электронных носителях; форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее - формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе Государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являющихся составной частью Единого государственного реестра земель.

В силу пункта 7 Порядка № 35 формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращено с 01.03.2008.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

Согласно пункту 9 Порядка № 35 сведения о ранее учтенных земельных участках в реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

На основании части 1, пункта 2 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Таким образом, при постановке на кадастровый учет нового земельного участка орган кадастрового учета обязан проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении других земельных участков с целью исключения наложения границ земельных участков.

Неисполнение указанной обязанности приведет к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:08 02 01:0010, 69:24:08 02 01:0011, 69:24:0000008:897, правообладателем которых является общество, поставлены на кадастровый учет соответственно 14.01.2003, 10.01.2003, 08.02.2007 (т. 1, л. 99, 118, 105) с границами, определенными в условной системе координат, права на них зарегистрированы соответственно 19.01.2006, 19.03.2007 и 29.08.2009.

Земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000008:1284, являющийся предметом настоящего спора, поставлен на кадастровый учет позже - 30.07.2009 (т. 1, л. 93).

Заключением ООО «Землеустроитель», решениями от 11.07.2012,  схемами пересечения границ, заключением кадастрового инженера, кадастровыми выписками о земельном участке от 19.10.2012 № 02-69/12-1-235869,                      № 02-69/12-1-235935 (т. 1, л. 11-12, 15, 28-29, 31-32, 85-87, 88-89, 93, 118) подтверждается наложение земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284 на ранее учтенные земельные участки общества.

Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000008:1284 нарушены вышеуказанные нормы Закона № 221-ФЗ и Порядка № 35, а, следовательно, права и законные интересы общества.

Орган кадастрового учета имел возможность и должен был установить наложение границ названных участков в рамках проведения государственной экспертизы землеустроительной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по делу n А13-1379/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также