Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу n А05-1410/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-1410/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 31 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якуненковой Е.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Переработка» Пучинской С.А. по доверенности от 29.04.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью «Переработка» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 апреля 2013 года по делу № А05-1410/2013 (судья Дмитриевская А.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; далее – Управление, УФАС) о признании недействительными решения комиссии от 27.12.2012 по делу № 25-12.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены  общество с ограниченной ответственностью «Переработка» (далее - ООО «Переработка», общество), общество с ограниченной ответственностью «Онего-Вельск», территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество (далее - Вельское лесничество).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Полагает, что Управлением правомерно сделан вывод о нарушении заявителем требований пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

ООО «Переработка» также не согласилось  с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Ссылается на то, что федеральным законодательством определяющим порядок продления сроков рубки лесных насаждений не установлено в качестве основания для отказа продления сроков при возникновении неблагоприятных погодных условий не выполнение лесохозяйственных мероприятий и наличие задолженности по арендным платежам. На основании этого, полагает, что Министерство, отказав обществу в продлении срока рубки лесных насаждений при наличии неблагоприятных погодных условий  в связи с наличием задолженности по арендным платежам, превысило свои полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Также считает, что данный отказ ограничивает конкуренцию, поскольку действия Министерства носят незаконный, предвзятый дискриминационный характер, нарушающий права общества. Ссылается на нарушение судом при принятии решения положений статей 167 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Министерство и Вельское лесничество в отзывах на апелляционные жалобы просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления – без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «Онего-Вельск», отзывы на апелляционные жалобы не представило.

ООО «Перерабокта» отзыв на апелляционную жалобу Управления не представило, его представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе антимонопольного органа.

Управление, Министерство, Вельское лесничество, общество с ограниченной ответственностью «Онего-Вельск» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ООО «Переработка», исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как следует из материалов дела, в Управление 12.04.2012 поступило заявление ООО «Переработка» на действия Министерства об отказе в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований по лесным декларациям, принятым на 2011 год и продлении срока действия лесной декларации от 29.12.2010 № 3-11/9, как несоответствующие статье 15 Закона № 135-ФЗ.

На основании данного заявления Управлением рассмотрено дело № 25-12 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства, по результатам которого принято решение от 27.12.2012 № 05-03/6676.

Указанным решением Управление признало в действиях Министерства нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в отказе  в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесной декларации от 29.12.2010 № 3-11/9 на 60 дней вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий – аномально теплой погоды в период с октября по декабрь 2011 года. Также Управлением решено предписание не выдавать, материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Не согласившись с указанным решением Министерство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции  правомерно удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.

В ходе проведенной проверки антимонопольный орган установил, что в связи с наличием чрезвычайных обстоятельств и неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение заготовки древесины, общество в соответствии с пунктом 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 обратилось к арендодателю - Министерству с заявлением о продлении действия лесной декларации от 29.12.2010 № 3-11/9.

Министерство отказало обществу в удовлетворении поданного заявления, сославшись на решения коллегий Министерства от 29.12.2011 и 19.01.2012, которыми определен порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований по лесным декларациям, принятым на 2011 год.

Указанными решениями предусмотрено, что при рассмотрении заявок о продлении сроков действия лесных деклараций учету подлежат два показателя: выполнение лесохозяйственных мероприятий в 2011 году и задолженность по арендным платежам.

Письмом от 17.02.2012 № 204-04-23/746 ООО «Переработка» было отказано в продлении срока лесной декларации со ссылкой на наличие задолженности по арендным платежам.

При рассмотрении дела № 25-12 Управление установило, что 29 декабря 2011 года состоялось заседание коллегии Министерства, на котором рассматривался вопрос продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год, и по договорам купли-продажи лесных насаждений.

Согласно Протоколу заседания коллегии Министерства от 29.12.2011 № 7 перед Министерством были поставлены следующие задачи:

- для определения срока продления рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, запросить справку территориального органа Росгидромета;

- проработать вопрос продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год и по договорам купли-продажи лесных насаждений, действие которых заканчивается в декабре 2011 года;

- проработать вопрос установления критериев отказа в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины по лесным декларациям, принятым на 2011 год, и по договорам купли-продажи лесных насаждений, действие которых заканчивается в декабре 2011 года.

Коллегия Министерства 19 января 2012 года одобрила предложенный Министерством порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, установленный на 60 календарных дней в виду аномально теплой зимы 2011 года.

Письмом от 17.01.2012 № 204-04-23/124 Министерство направило в свои территориальные органы, в том числе и в Вельское лесничество, порядок продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, согласно которому:

1) лесничество рассматривает заявки лесопользователей по продлению срока действия деклараций 2011 года и договоров купли-продажи лесных насаждений;

2) Министерство, учитывая мнение лесничества, принимает решение по предоставлению отсрочки лесозаговителям, указанным лесничествами, и направляет уточненный список в лесничества;

3) лесничество готовит распоряжение о продлении сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие возникновения неблагоприятных погодных условий на срок 60 календарных дней.

Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины вследствие введения особого противопожарного режима на 27 календарных дней был продлен всем лесопользователям Архангельской области без исключения, в том числе ООО «Переработка».

Лесная декларация общества от 29.12.2010 № 3-11/9 по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 № 527 с учётом продления на 27 дней действовала до 13.02.2012.

Общество 27.12.2011 обратилось в Вельское лесничество с заявлением о продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней (в связи с аномально теплыми погодными условиями, установившимися на территории Архангельской области в период с октября по декабрь 2011 года).

Письмами от 30.01.2012 № 121 и 10.02.2012 № 187  Вельское лесничество отказало обществу в заявленных требованиях в связи с наличием задолженности по арендным платежам и невыполнение лесовосстановительных мероприятий.

При этом Министерство и его территориальный орган - Вельское лесничество, отказав обществу в продлении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней в связи с аномально теплыми погодными условиями, установившимися на территории Архангельской области в период с октября по декабрь 2011 года, другим лесопользователям срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 60 дней в связи с указанными обстоятельствами был продлён.

Комиссия Управления посчитала, что для всех лесопользователей Архангельской области основанием для продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины как на 27 календарных дней, так и на 60 дней должно являться исключительно наличие неблагоприятных погодных условий, поскольку аномально теплая погода в период с октября по декабрь 2011 года влияла на всех лесопользователей Архангельской области в равной степени, также как и возникшая на территории области неблагоприятная пожарная обстановка в летнее время 2011 года. При этом Управление также посчитало, что неисполнение лесопользователем пунктов 3.4.2 и 3.4.15 договора аренды не является основанием для отказа в продлении срока действия лесной декларации.

На основании этого, Управление пришло к выводу, что, определив дополнительные условия для продления срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, Министерство и Вельское лесничество создали неравные условия доступа на рынок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины для его участников.

Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами Управления.

Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 названного Закона).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Как следует из пункта 17 части 4 Закона № 135-ФЗ, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу n А13-3379/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также