Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу n А66-15039/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-15039/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 30 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Фировское жилищно-коммунальное хозяйство» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2013 года по делу № А66-15039/2012 (судья Балакин Ю.П.),

 

у с т а н о в и л:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Фировское жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН 1106908000506; далее – МУП «Фировское ЖКХ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке (далее – отдел, административный орган) от 13.11.2012 № 323 по делу об административном правонарушении, которым на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -               КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление предприятия принято и рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 данного Кодекса.

Решением суда от 18 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований МУП «Фировское ЖКХ» отказано.

Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные МУП «Фировское ЖКХ» требования. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неверное истолкование закона, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что вывод суда о неприменении в данном случае Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является ошибочным, поскольку проверка проводилась отделом по требованию прокуратуры, а не в рамках прокурорского надзора. Считает, что отделом допущены нарушения при проведении проверки, а именно: предприятие не уведомлено о дате проведения проверки, проверка проведена без участия представителя заявителя, копия акта обследования не вручена предприятию, не возможно установить в какое время и когда сделаны имеющиеся в материалах дела фотоснимки.

Отдел в отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, предприятие заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, в связи с поступившими в прокуратуру Фировского района Тверской области заявлением жителей поселка Фирово на основании требования прокурора Фировского района Тверской области от 01.10.2012 № 132ж-12 в 10 час 15 мин 30.10.2012 помощником врача эпидемиолога филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Вышнем Волочке Андреевой Т.И. и помощником прокурора Фировского района Тверской области Лазаревым И.С. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование с применением фотосъемки свалки твердых бытовых отходов (далее – ТБО), расположенной в поселке Фирово 700 м от ориентира по направлению на восток (ориентир - дом, расположенный за пределами участка для размещения свалки ТБО по адресу: поселок Фирово, улица Мелиораторов, дом 24), на соответствие «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - Санитарные правила содержания территорий населенных мест, СанПиН 42-128-4690-88), «СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.04.2003, «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.

В ходе обследования выявлено, что на свалку ТБО, а именно: в канаву вдоль подъездной дороги после пункта Регистрации доставляемых отходов на свалку, вывозятся жидкие бытовые отходы, что является нарушением пунктов 3.1, 3.2 Санитарные правила содержания территорий населенных. Факт приема жидких отходов (нечистот) зарегистрирован в журнале приема отходов в                        10 час 00 мин 30.10.2012 работником МУП «Фировское ЖКХ» Агановым О.Э.

По факту выявленного нарушения в отношении предприятия отделом в присутствии законного представителя заявителя составлен протокол от 07.11.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела принято постановление от 13.11.2012 № 323, которым МУП «Фировское ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

На основании статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из указанной статьи следует, что обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

На основании пункта 2.3.17 Устава МУП «Фировское ЖКХ» для осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства предприятие в том числе производит вывоз отходов производства и потребления.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявитель является субъектом вменяемого ему правонарушения.

В силу пункта 1 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

СанПиН 42-128-4690-88 установлены основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий

В силу пункта 3.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Согласно 3.2 указанных правил, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт слива жидких отходов в канаву вдоль подъездной дороги после пункта Регистрации свалки ТБО в поселке Фирово, расположенной в 700 м от ориентира по направлению на восток (ориентир - дом, расположенный за пределами участка для размещения свалки ТБО по адресу: поселок Фирово, улица Мелиораторов, дом 24) подтверждается материалами дела, а именно: актом санитарно-эпидемиологического обследования от 30.10.2012, протоколом от 07.11.2012, и заявителем не оспаривается.

Кроме того, из объяснений директора предприятия Потапова Н.Е., зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, следует, что слив на свалку производится из-за отсутствия системы канализации и очистки.

Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, в действиях МУП «Фировское ЖКХ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Ссылка подателя жалобы на нарушение ответчиком при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) обоснованно отклонена судом первой инстанции.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1).

Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируется нормами КоАП РФ, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 которого одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

Пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора),

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу n А05-3442/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также