Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу n А13-15030/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-15030/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Осокиной Н.Н. и                     Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,

при участии от дачного некоммерческого товарищества «Юг»              Нилова Ю.А. на основании доверенности от 10.12.2012 № 3, Чистова А.В. по доверенности от 25.04.2013 № 4,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества «Юг» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля 2013 года по делу № А13-15030/2012 (судья Селиванова Ю.В.),

у с т а н о в и л:

дачное некоммерческое товарищество «Юг» (ОГРН 1123536001093;   далее – товарищество, ДНТ «Юг») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Череповецкого муниципального района (далее – администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконными действий по отказу в утверждении акта выбора земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв.м и       80 000 кв.м, расположенных в районе д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 апреля                2013 года по делу № А13-15030/2012 в удовлетворении требований товарищества отказано.

ДНТ «Юг» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на соблюдение процедуры выбора земельных участков, наличие подъездной дороги к ним; полагает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении участков.

Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.

Орган местного самоуправления и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителей; третье лицо отзыв на жалобу не представило, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, ДНТ «Юг» обратилось в администрацию с заявлениями от 30.05.2012 (вх. № 13270, 13271) о предоставлении в аренду земельных участков площадью 80 000 кв.м и 70 000 кв.м, соответственно, расположенных в д. Нова Ирдоматского сельского поселения Череповецкого района, для ведения дачного строительства.

Решением комиссии по выбору земельных участков при администрации Череповецкого муниципального района (далее - комиссия по выбору земельных участков, комиссия) от 05.07.2012 произведен выбор земельных участков.

Письмами от 27.07.2012 № 1-57/674, 1-57/675 администрация запросила у товарищества копии топографических планов названных земельных участков с указанием внешних контуров участков и географических координат его угловых точек, так как данная информация необходима для принятия решения о предварительном согласовании места ведения дачного хозяйства на участках.

В газете «Сельская Новь» от 16.08.2012 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении указанных земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта на них.

На этапе утверждения подготовленных актов выбора земельных участков № 1131, 1134 на заседании комиссии 04.10.2012 решено произвести осмотр земельных участков с целью определения возможности подъезда к ним.

Решениями комиссии по выбору земельных участков от 18.10.2012               ДНТ «Юг» в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано, в связи с тем, что территория дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.                             В решении указано, что подъезд к испрашиваемому участку осуществляется через территорию населенного пункта - д. Нова и территорию садоводческого некоммерческого товарищества «Нова».

Решениями комиссии от 11.02.2013 отменены решения комиссии по выбору земельных участков от 05.07.2012 о предварительном согласовании ДНТ «Юг» земельных участков.

По результатам проведенных заседаний комиссии по выбору земельных участков администрация письмом от 30.10.2012 № 1-10/1367 отказала товариществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с нарушением заявителем процедуры выбора, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), невозможностью их предоставления в связи с отсутствием подъездной дороги, соединенной с автомобильной дорогой общего пользования, расположением участков в зоне подтопления.

Орган местного самоуправления разъяснил, что будут направлены запросы в администрации сельских поселений и муниципальных образований об определении других вариантов места размещения садоводства с утвержденными генеральными планами, о чем товариществу впоследствии будет сообщено.

Товарищество обжаловало действия администрации в арбитражный суд.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства определен статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).

В соответствии с пунктом 2 названной статьи Кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Законом № 66-ФЗ.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Закона № 66-ФЗ.

Оспариваемый отказ органа местного самоуправления мотивирован в том числе нарушением товариществом процедуры выбора земельных участков, предусмотренной названным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Пунктом 2 статьи 13 данного Закона установлено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Пунктом 4 данной статьи Закона № 66-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Также Закон № 66-ФЗ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона № 66-ФЗ в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона № 66-ФЗ).

Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Закона.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона № 66-ФЗ).

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.

После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Материалами дела подтверждается, что товарищество создано гражданами на добровольной основе как некоммерческая организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица.

Целью деятельности ДНТ «Юг» согласно его Уставу является в том числе обеспечение управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов товарищества, ее обслуживание и эксплуатация в интересах членов товарищества и других жителей.

В рассматриваемом случае создание и государственная регистрация товарищества произведены не в той последовательности и порядке, которые определены нормами Закона № 66-ФЗ.

Граждане по месту своего жительства не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.

Списки граждан, нуждающихся в получении земельных участков, и необходимых для определения потребности в земельных участках для указанных целей, администрацией не составлялись, расчет потребности не производился.

При этом сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности администрации предоставить ему земельный участок для дачного строительства на льготных условиях в порядке, предусмотренном Законом                № 66-ФЗ.

Такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, сформулированной в постановлении от 11 февраля 2013 года по делу № А05-10731/2011.

Также податель жалобы указывает, что отсутствие схем зонирования территорий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Согласно вышеприведенным положениям Закона № 66-ФЗ обязанность по проведению работ, связанных в том числе с зонированием территории и определением категории земель, возникает у органа местного самоуправления после поступления соответствующих заявлений граждан и проведения расчета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления дачного строительства.

При этом по смыслу положений названного Закона орган местного самоуправления не вправе предоставить участок для дачного строительства без определения его категории и наличия обстоятельств, препятствующих такому строительству в силу земельного, градостроительного, экологического и иного законодательства.

Нормы ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Закона № 66-ФЗ допускают использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются для этих целей в установленном законом порядке.

Так, в пункте 1 статьи 80 ЗК РФ указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу n А66-8560/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также