Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу n А13-1043/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-1043/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.                   при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу № А13-1043/2013 (судья Корепин С.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Спецмонтажстрой» (ОГРН 1033500057250, далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, далее – Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, общей площадью 8969 кв.м, расположенного в западной части кадастрового квартала по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., равной его рыночной стоимости в размере 2 921 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 13 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта                     2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., равной его рыночной стоимости в размере 2 921 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с Учреждения за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 № 51;

- ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле № 913/11, нормы установленные Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространялись и заявитель воспользоваться  механизмом данного закона не мог;

- для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;

- незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Учреждение и Общество представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, общей площадью 8969 кв.м, расположенного в западной части кадастрового квартала по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.09.2012                      серии 35-АБ №198404.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, установленной по состоянию на 02.06.2012.

Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.

Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с новыми результатами оценки составляет 6 099 996 руб. 28 коп.

Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 02 ноября 2012 года № 01/024, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Агентство оценки», рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 10 октября                    2012 года в размере 2 921 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического

развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания).

Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.

Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Законом № 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

К спорным правоотношениям указанные нормы не применимы, в связи с чем истец лишен возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом № 167-ФЗ.

В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (до внесения изменений Законом № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007              № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу n А05-11611/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также