Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу n А13-10919/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июля 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-10919/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Учановой Н.Г. по доверенности от 18.01.2013, от Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Поповой А.А. по доверенности от 06.05.2013, Анисимовой О.Н. по доверенности от 09.01.2013, от Департамента финансов Вологодской области Колисниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2013,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля 2013 года по делу № А13-10919/2012 (судья Лукенюк О.И.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (ОГРН 1067847492888, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (ОГРН 1093525019390, далее - Департамент дорожного хозяйства и транспорта ВО) и Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, далее - Департамент финансов ВО) о взыскании солидарно за счет казны Вологодской области убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.

Определением суда от 25 сентября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Определением суда от 24 января 2013 года изменено процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации на ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 апреля                 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано                        107 918 руб. 24 коп. убытков и 4237 руб. 54 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в иных нормативных правовых актах федерального уровня на наличие межбюджетных субсидий и на порядок распределения указанных межбюджетных субсидий не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями;

- обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы транспортных компаний, которые, являясь коммерческими организациями, не участвуют в межбюджетных правоотношениях. Перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях;

- Вологодская область не предусмотрела в областном бюджете в должном объеме средства на компенсацию потерь перевозчика, тем самым лишив бюджет области получения субсидии из федерального бюджета в необходимом объеме. Компенсация потерь перевозчика в сумме 8 344 600 руб. за счет субсидий из федерального бюджета произведена платежными поручениями от 24.08.2010 № 58748, 58749, 58750; от 25.08.2010 № 59121, 59123, 59124, 59125, 59126, 59127, 59128, 59129, 59130; от 09.11.2010 № 79603, 79604, 79605; от 16.11.2010 № 82355; от 29.12.2010 № 100502, 100503, 100504, 100505. Таким образом, обязанность Российской Федерации по компенсации части потерь в доход организации железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений, устанавливающих льготы по тарифам на проезд указанной категории граждан, выполнена в полном объеме.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта ВО и его представители в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы.

Представитель Департамента финансов ВО возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве на жалобу возражало относительно ее удовлетворения. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения, явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, 28 апреля 2010 года Департамент дорожного хозяйства и транспорта ВО (заказчик) и Общество (перевозчик) заключили договор № 137 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области (далее - договор).

В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется осуществить с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик возместить исполнителю часть потерь в доходах.

Пунктом 2.1-2.2 договора предусмотрены обязанность перевозчика ежемесячно представлять заказчику информацию о перевозке обучающихся, воспользовавшихся правом на льготу по форме согласно приложению к договору, счет на компенсацию потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот обучающимся, обязанность заказчика осуществлять проверку полноты и правильности оформления информации, возмещать потери исполнителя, осуществлять оплату счетов перевозчика в течение пяти банковских дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидий с перечислением их со своего лицевого счета на расчетный счет перевозчика.

В соответствии с пунктом 3.1 договора субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно в размере объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства области от 31.05.2010 № 634 «О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1208».

Согласно отчетам перевозчика по итогам 2010 года сумма недополученных доходов Общества составила 768 460 рублей.

Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением льгот Общество понесло расходы в размере 768 460 руб., из которых 107 918 руб.24 коп. не были компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 31.12.2009 № 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт «а»); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт «б»); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт «в»).

Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Вологодской области выделено 8 344 600 руб. субсидии.

В силу норм пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003                      № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений 28.04.2010 между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта ВО и Обществом заключен договор о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с оказанием услуг на территории

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу n А05-406/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также