Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А52-4959/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 июля 2013 года г. Вологда Дело № А52-4959/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года. В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Зеленхоз плюс» Шараева М.В. директора, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зеленхоз плюс» на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 марта 2013 года по делу № А52-4959/2012 (судья Яковлев А.Э.), у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Зеленхоз плюс» (ОГРН 1026000958500; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению городского хозяйства администрации города Пскова (ОГРН 1026000978222; далее - Управление) о взыскании 8 979 159 руб. 79 коп., в том числе 8 695 190 руб. 02 коп. долга за дополнительные работы выполненные по муниципальному контракту от 09.02.2012 №31 и 283 969 руб. 77 коп. неустойки за просрочку оплаты. Протокольный определением от 06.02.2013 суд к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлек муниципальное образование «Город Псков» в лице Управления городского хозяйства (далее – Муниципальное образование). Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 8 696 601 руб. 06, из которых 8 695 190 руб. 02 коп. долга и 1411 руб. 04. коп. неустойки. Уточнение исковых требований принято судом. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2013 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования «город Псков» за счет средств казны муниципального образования в пользу Общества взыскано 332 705 руб. 42 коп., в том числе 331 292 руб. 63 коп. долга и 1412 руб. 79 коп. неустойки, а также 2551 руб. 09 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему: - судом первой инстанции не учтено, что в контракте отсутствует упоминание о твердой цене контракта, а в процессе производства работ по указанному контракту у заказчика возникла необходимость выполнения дополнительных работ, которые не были предусмотрены контрактом и которые заказчик по своей инициативе поручил выполнить подрядчику; - заказчику при размещении заказа было известно, что в техническом задании из-за недостаточного объема выделенных средств из городского бюджета были предусмотрены не все работы, обеспечивающие нормативное содержание садово-парковых дорог и тротуаров в феврале и марте 2012 года. В частности не предусматривались работы по подметанию от песка и мусора между снегопадами и в марте, после их окончания, а также другие работы; - заказ на выполнение работ по содержанию объектов зеленого хозяйства города Пскова в августе 2012 года не был своевременно размещен (следующий аукцион, проведенный в августе 2012 года предусматривал начало работ только с 11.09.2012) в связи с чем, заказчик предложил подрядчику продолжать выполнение работ после срока, в который работы по контракту должны были быть закончены (31.07.2012); - судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что в период исполнения контракта, а также в августе 2012 года Общество по протоколу от 11.02.2012 и письму от 30.07.2012 № 6396 выполнило дополнительные работы на общую сумму 8 695 190 руб. 02 коп., которые не предусмотрены техническим заданием и без заключения дополнительного соглашения к контракту. В данном случае стороны заключили дополнительные соглашения к контракту в форме протокола и письма; - судом первой инстанции не учтено, что Общество не требовало от заказчика увеличения цены работ, предусмотренных контрактом, цена работ определена путем составления сметы; - суд не исследовал обстоятельства, из-за которых объем выполненных работ по основному техническому заданию был меньше запланированного на 331 292 рубля 63 копейки: 27 864 463 рублей 49 копеек (общая сумма контракта) минус 27 533 170 рублей 86 копеек (сумма фактически оплаченных работ) и взыскал 331 292 руб. 63 коп. на которые истец не претендовал; - в отношении приписки на актах выполненных работ «объем проверен в бюджете не предусмотрен», сделанной Управлением можно предположить, что это является элементом технологии внутреннего планирования и учета бюджетных расходов. Однако, признание судом этого обстоятельства одним из оснований отказа в удовлетворении требований следует считать необоснованным, - не соответствует условиям контракта вывод суда относительно того, что дополнительный объем работ, предполагающий бюджетное финансирование доложен быть согласован с муниципальным образованием «Город Псков» - плательщиком по контракту. Кроме того, в материалах дела есть доказательства, что выполнение работ с указанным лицом было согласовано. Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве на жалобу возражало относительно ее удовлетворения. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего. Как видно из материалов дела, Управление, действующее от имени муниципального образования «Город Псков» (заказчик), и ООО Общество (подрядчик) на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения аукциона заключили муниципальный контракт от 09.02.2012 №31 (далее контракт) на выполнение комплекса работ по содержанию объектов зелёного хозяйства на территории город Псков в феврале-июле 2012 года. В соответствии с пунктами 3.4 и 3.6 контракта, оплата производится по факту выполнения работ на основании счёта-фактуры (счёта) и подписанного акта приёмки-сдачи выполненных работ в течение 30-и дней с даты подписания акта приёмки-сдачи. Контрактом не предусмотрено увеличение стоимости выполненных работ. Согласно пункту 2.1 цена муниципального контракта составляет 27 864 463 руб. 49 коп. на весь период действия контракта и включает все расходы, связанные с его исполнением. Общество выполнило предусмотренные контрактом работы, которые были оплачены Управлением в сумме 27 533 170 руб. 86 коп., что видно из акта сверки расчетов по состоянию на 31.12.2012. Общество и Управление городского хозяйства составили дополнительные сметы по содержанию объектов зеленого хозяйства, сверх объема работ выполненных по контракту, за февраль 2012 года на сумму 1 930 721 руб. 21 коп., за март 2012 года на сумму 2 762 993 руб. 99 коп. и за август 2012 года на 4 001 474 руб. 82 коп. В период исполнения контракта, а также в августе 2012 года Общество по протоколу от 11.02.2012 и письму Управления от 30.07.2012 № 6396 выполнило дополнительные работы на общую сумму 8 695 190 руб. 02 коп., которые не предусмотрены техническим заданием и без заключения дополнительного соглашения к контракту. Спорные работы указаны Обществом в актах за февраль, март, август 2012 года. Названные акты подписаны со стороны Управления. Ссылаясь на выполнение дополнительных работ, стоимость которых составила 8 695 190 руб. 02 коп. истец обратился в суд с настоящим иском Суд первой инстанции удовлетворил иск частично в сумме 331 292 руб. 63 коп. составляющей разницу между ценой контракта 27 864 463 руб. 49 копеек и суммой оплаты по нему 27 533 170 руб. 86 коп. В остальной части иска отказал. Апелляционная инстанция не может согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям. По своей правовой природе заключенный сторонами муниципальный контракт является договором подряда. Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Кодекса: в части, не урегулированной статьями 763 - 767 Кодекса, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 Кодекса, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37). Ни статьи 763 - 767, ни положения параграфов 3, 4 главы 37 Кодекса не регулируют вопросы изменения цены муниципального контракта, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде. Управление не оспаривает факт согласования смет на дополнительные работы по контракту, факт приемки выполненных истцом дополнительных работ, а также их виды, объем, качество и стоимость. В обоснование отказа от оплаты ответчик указывает на то, что цена контракта является твердой, и она не была изменена с соблюдением конкурсных процедур. Суд первой инстанции признал данную позицию ответчика правильной и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. По смыслу статьи 743 ГК РФ подрядчик, выполнивший по согласованию с заказчиком дополнительный объем работ, вправе требовать его оплаты. Из материалов дела следует, что предложение о выполнении дополнительных работ поступило Обществу от Управления выступающего заказчиком работ по муниципальному контракту. Указанный вывод подтверждается следующими документами в материалах дела: - письмом Управления от 11.03.2012 в адрес администрации города Пскова, в котором Управление просит заместителя главы администрации города Пскова согласовать выполнение дополнительных работ в феврале и марте 2012 года. На этом письме есть резолюция заместителя главы администрации города Пскова Сирого С. С. о согласовании таких работ (л.д. 77), - письмом Управления, которым оно уведомляет ООО «Зеленхоз плюс» о поручении главы администрации города Пскова выполнить дополнительные работы объектов зеленого хозяйства в августе 2012 года стоимостью 4 миллиона рублей (л.д. 78), - письмом от 30.07.2012 № 6396, которым Управление просит Общество в соответствии с муниципальным контрактом от 09.02.2012 № 31 произвести дополнительные работы по содержанию объектов зеленого хозяйства на территории Муниципального образования в августе месяце 2012 года в соответствии с согласованной сметой (приложение №1). В письме указано, что настоящая заявка является неотъемлемой частью муниципального контракта от 09.02 2012 № 31 заключенного между Управлением и Обществом. Оплату выполненных работ в рамках данной заявки Управление гарантировало в течении 5 (пяти) банковских дней со дня подписания актов выполненных работ. В приложенной к письму смете указаны объемы работ и их цены, смета утверждена и скреплена печатью ответчика (л.д. 27), - дополнительной сметой на выполнение работ в феврале 2012 года, которая подписана представителем Управления (л.д. 17), - дополнительной сметой на выполнение работ в марте 2012 года, которая подписана представителем Управления (л.д. 18), - протоколом от 11.02.2012, которым Управление поручает Обществу выполнить дополнительные работы в феврале-марте 2012 года (сверх работ, предусмотренных муниципальным контрактом № 31). Данный протокол содержит сводную смету на сумму 4 693 715 руб. 20 коп. подписанную ответчиком (л.д.19), - актом сверки расчетов за 2012 год, подписанным администрацией города Пскова на сумму 8 695 190 руб. 02 коп. (л.д. 76), - подписанным Управлением актом выполненных дополнительных работ в феврале 2012 года по муниципальному контракту № 31, - подписанным Управлением актом выполненных дополнительных работ в марте 2012 года по муниципальному контракту № 31, - подписанным Управлением актом выполненных работ по содержанию объектов зеленого хозяйства в августе 2012 года. Таким образом, выполнение дополнительных работ было инициировано заказчиком, в связи с чем, нет оснований полагать, что эти работы заказчиком не были согласованы. Указание в актах «объем проверен в бюджете не предусмотрен» правового значения для дела не имеет. Вывод суда о недобросовестности действий подрядчика, послужившей одним из оснований для отказа в иске, не соответствует обстоятельствам дела. Кроме того, приемка дополнительных работ заказчиком, свидетельствует о потребительской ценности данных работ и желании ими воспользоваться. Управление также не оспаривало в суде первой инстанции и не оспаривает в отзыве на жалобу довод истца, что в техническом задании из-за недостаточного объема выделенных средств Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А05-919/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|