Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу n А13-183/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-183/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

при участии от  истца Смирновой И.С. по доверенности от 27.11.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области  на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 марта 2013 года по делу № А13-183/2013 (судья Корепин С.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Шитова Гранислава Владимировна (ОГРНИП 309352927100047, далее - Предприниматель) обратилась с иском в суд к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью             24 000 кв.м, кадастровый номер 35:24:0103002:1556, находящегося в Вологодской обл., г. Вологда, ул. Преображенского, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания оптового склада с выставочным залом, в размере его рыночной стоимости, равном 3 754 000 руб.; о возложении обязанности на Учреждение внести рыночную стоимость земельного участка в размере                 3 754 000 руб. в государственный кадастр недвижимости с 23 октября                   2012 года.

Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).

Решением суда от 18 марта 2013 года исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 24 000 кв.м, кадастровый номер 35:24:0103002:1556, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства здания оптового склада с выставочным залом, расположенного в южной части кадастрового квартала, по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Преображенского, в размере его рыночной стоимости равной 3 754 000 руб. Обязал федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость земельного участка в размере 3 754 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного решения.

Учреждение с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить. Доводы подателя жалобы к следующему. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 74 247 840 руб., внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206. Суд, выходя за рамки исковых требований, установил кадастровую стоимость земельного участка с момента вступления решения суда в законную силу, чего истец не просил, тем самым была изменена кадастровая стоимость земельного участка внесенная в ГКН на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, что противоречит нормам действующего законодательства. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти (на территории Вологодской области данным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области), а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения. Кроме того, суд при вынесении решения руководствовался отчетом от 05.12.2012 № 624/12, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556 установлена по состоянию на 23.10.2012, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012.  Податель жалобы указывает, что поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в данном случае  для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложении на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта, является излишним, так как судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости лишь оспариваемым судебным актом, который еще только подлежит исполнению, органом кадастрового учета право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит. Апеллянт считает, что в связи с тем, что в данном деле Учреждение участвовало в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета, и действия ответчика не нарушили прав истца судебные расходы в соответствии с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В связи с нахождением судьи Шадриной А.Н. в очередном отпуске на основании распоряжения председателя состава в составе произведена ее замена на судью Зайцеву А.Я.

Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556, общей площадью                            24 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства здания оптового склада с выставочным залом, местонахождение: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Преображенского, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.10.2012 серия 35-АБ № 198814.

Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря                    2009 года № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлена в размере 81 380 640 руб.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.12.2012 № 624/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки собственности», рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 23 октября                  2012 года в размере 3 754 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.

Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и не подлежащим отмене.

На момент судебного разбирательства в суде первой инстанции постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года               № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18 января        2013 года № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области».

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.

Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.

Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1556 в соответствии с новыми результатами оценки составляет 74 247 840 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу  Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым  государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании   Указа   Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу n А66-3099/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также