Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2013 по делу n А44-6791/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июня 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-6791/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 июня 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,

при участии от истца Буровенкова А.В. по доверенности от 09.01.2013                № 2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством организации видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда города                  Санкт-Петербурга и Ленинградской области по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела № А44-6791/2012 по иску открытого акционерного общества  «СЗППК» к Новгородской области в лице Комитета транспорта Новгородской области, Комитету финансов Новгородской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 369 291 руб. 30 коп.,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Новгородской области лице Комитета транспорта Новгородской области (ОГРН 1095321000180), Комитета финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094) о взыскании за счет казны Новгородской области убытков (потери в доходах) в размере 1 369 291 руб. 30 коп., возникших в результате установления в 2011 году льгот по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 января              2013 года исковые требования удовлетворены частично. С Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 55 219 руб. 57 коп., а также 1 076 руб. 45 коп. в возмещение судебных расходов, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его изменить в части взыскания непризнанной суммы убытков (потерь в доходах) в размере 1 314 071 руб. 73 коп., а также в части расходов на уплату государственной пошлины. Податель жалобы считает, что Новгородская область приняла на себя полномочия по предоставлению льгот обучающимся  (в том числе и обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений, поддержка которых относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти) на проезд железнодорожным транспортом необоснованно, поскольку Российская Федерация льготу не устанавливала и обязанность финансировать данную льготу на Новгородскую область за счет казны Российской Федерации не возлагала. Таким образом, представление льгот обучающимся является правом, а не обязанностью субъектов Российской Федерации и обязательства по возмещению потерь в доходах перевозчика в полном объеме возлагаются исключительно на субъект Российской Федерации - Новгородскую область.

В связи с наличием оснований для безусловной отмены судебного акта, определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от               13 мая 2013 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.  

Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными  в части взыскания убытков и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Комитетом транспорта и связи Новгородской области (Заказчик) и Обществом (Исполнитель, Перевозчик) заключен договор от 15.08.2011 № 176 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, предметом которого являлось предоставление Заказчиком в 2011 году субсидий на компенсацию потерь в доходах Перевозчика в связи с принятием областного закона от 05.05.2011 № 993-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников».

В соответствии с условиями договора Перевозчик обязался оказывать услуги по перевозке на возмездной основе железнодорожным транспортом пригородного сообщения обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся общей формы обучения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального и высшего профессионального образования                с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 1 сентября                  2011 года по 31 декабря 2011 года включительно с предоставлением льгот и оформлением разовых проездных документов (билетов); оформлять разовые проездные билеты с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Новгородской области.

Право на льготу предоставляется независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ежемесячно предоставленными Обществом отчетами о потерях в доходах за 2011 год, Общество оказывало услуги по перевозке льготных категорий пассажиров. За 2011 года было оформлено                                     138 480 проездных билетов. Потери в доходах Общества за 2011 год составили               7 320 391 руб. 30 коп.

Новгородской областью в возмещение потерь возмещено Обществу                 5 951 100 руб., из них 5 640 300 руб. - за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета, и 310 800 руб. - за счет средств бюджета Новгородской области.

Возмещение потерь, связанных с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом обучающимся, не в полном объеме, послужило основанием для обращения Обществом в арбитражный суд с иском к Новгородской области.

Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания убытков, возникших в результате установления в 2011 году льгот по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009              № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010               № 1163 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Согласно пункту 2 Правил условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт «а»); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт «б»); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт «в»).

Согласно указанным Правилам доля расходных обязательств Новгородской области по финансированию льгот установлено в размере 5 %. Пункт 7 Правил устанавливает то, что предоставление субсидий уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95% расходного обязательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011                  № 532 «О субсидиях, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» утвержден размер субсидий, в соответствии с которым Новгородской области выделено 5 640 300 рублей субсидий.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163 Новгородской областью принят областной закон от 05.05.2011 № 993-ОЗ «О внесении изменения в областной закон «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников», которым устанавливаются меры социальной поддержки в виде 50 % скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Новгородской области с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно.

В соответствии с областным законом Новгородской области принято Постановление администрации Новгородской области от 23.06.2011 № 264 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате установления меры социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, обучающимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в 2011 году» (далее – Порядок). Пунктом 2 Порядка Комитет транспорта и связи Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на 2011 год.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Пунктом 19 указанного Постановления также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2013 по делу n А66-146/2005. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также