Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2013 по делу n А13-12796/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

                   ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

                                 АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е НИ Е

 

06 мая 2013 года                           г. Вологда                     Дело № А13-12796/2012

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей  Пестеревой О.Ю., Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от производственного кооператива «Вологодский молочный комбинат» Потапова А.О. по доверенности от 09.01.2013 № 2, Сорокина И.П. по доверенности от 09.01.2013 № 1, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Минаева А.Б. по доверенности от 26.11.2012 № 4713,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  производственного кооператива «Вологодский молочный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 февраля 2013 года по делу № А13-12796/2012 (судья Парфенюк А.В.)

 

у с т а н о в и л :

 

производственный кооператив «Вологодский молочный комбинат» (ОГРН 1023500889477; далее – кооператив, ПК «ВМК») обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) от 27.08.2012 № 236 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Кооператив не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.  В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что закрытое акционерное общество «Вологодский молочный комбинат» и кооператив являются разными юридическими лицами и соответственно являются разными хозяйствующими субъектами в рамках понимая антимонопольного законодательства. Ссылается на нарушение Управлением процедуры ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. Полагает, что закрытое акционерное общество «Вологодский молочный комбинат» (далее – ЗАО «ВМК») должно быть исключено из указанного реестра в связи с прекращением им деятельности как юридическим лицом.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Вологодского территориального управления Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13.02.1997 № 32 (далее - приказ от 13.02.1997 № 32) ЗАО «ВМК» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по наименованию товара «молоко, кисломолочная продукция, сливки, сметана, творог», коду ОКП 922001, в географических границах рынка - город Вологды, с долей более 65 процентов.

Кооператив письмом от 27.04.2012 направил в адрес Управления отчетность по форме 1-МОН «Сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющего долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» или занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов за 2011 год».

Управление в связи с получением данного отчета направило в адрес заявителя письмом от 29.05.2012 № 2142 запрос, которым предложило кооперативу представить копию свидетельства об исключении ЗАО «ВМК» из Единого государственного реестра юридических лиц; выписку из протокола собрания акционеров (или иные документы, подтверждающие решение акционеров о прекращении деятельности ЗАО «ВМК»).

Письмом от 31.05.2012 № 1141 кооператив представил в Управление заверенные копии следующих документов: уведомления Регистрационной палаты администрации города Вологды от 05.06.2002 № 4-2-12/1012/906 об исключении ЗАО «ВМК» из реестра государственной регистрации администрации города Вологды в связи с реорганизацией в производственный кооператив; информационного письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 01.07.2002 № 09-13 о снятии с учета в налоговых органах налогоплательщика - организации (ЗАО «ВМК») в связи с реорганизацией в форме преобразования в ПК «ВМК»; выписки из протокола от 20.04.2002 № 9 годового общего собрания акционеров ЗАО «ВМК».

На основании полученных от заявителя указанных документов Управлением в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) издан приказ от 27.08.2012 № 236 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

Данным приказом были внесены изменения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), в части изменения наименования ЗАО «ВМК» на ПК «ВМК» и индивидуального номера налогоплательщика с 3525057676 на 3525119121.

В приложении к приказу от 27.08.2012 № 236 в части информации о кооперативе как хозяйствующем субъекте, указано: ИНН (3525119121); наименование с указанием организационно-правовой формы (Производственный кооператив «Вологодский молочный комбинат»); адрес (место нахождения) - 160017, г. Вологда, Пошехонское шоссе, д. 14.

В приложении к приказу от 27.08.2012 в части информации о товарном рынке, указано: наименование товара, работ (услуг) - молоко, кисломолочная продукция, сливки, сметана, творог ОКП 92 2001; код по группировкам общероссийских классификаторов (92 2001); доля хозяйствующего субъекта на рынке (интервальное значение) - более 65%; географические границы рынка (г. Вологда).

Не согласившись с указанным приказом кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал кооперативу в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что оспариваемый приказ принят Управлением в соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения данного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 (далее - Правила № 896). Указанным постановлением было отменено постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов».

Правилами № 896 установлено, что формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Реестр ведется по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой. Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.

Согласно пункту 7 данных Правил в реестр включаются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество, место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

б) наименование производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом товара (работ, услуг), на рынках которого он имеет долю в размере более чем 35 процентов или занимает доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с указанием таких федеральных законов, кодов согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

в) интервальное значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

г) географические границы товарного рынка;

д) номер и дата приказа антимонопольного органа о включении в реестр сведений о хозяйствующем субъекте.

При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона № 135-ФЗ (пункт 8 Правил № 896). Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 896 основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о хозяйствующих субъектах являются: а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 6 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - Административный регламент).

Пунктом 3.1 Административного регламента установлено, что исполнение государственной функции ведения Реестра включает в себя следующие административные процедуры (блок-схемы административных процедур и описание действий приведены в приложениях № 3 – 4 к настоящему Регламенту):

3.1.1 - включение хозяйствующего субъекта в Реестр;

3.1.2 - исключение хозяйствующего субъекта из Реестра;

3.1.3 - внесение изменений в Реестр (изменение информации о хозяйствующем субъекте, включенном в Реестр);

3.1.4 - публикация Реестра;

3.1.5 - предоставление информации из Реестра;

3.1.6 - рассмотрение заявления хозяйствующего субъекта  о включении в Реестр, внесении изменений в Реестр, исключении из Реестра.

Согласно пункту 3.4 Административного регламента основанием для начала исполнения административных процедур, указанных в пунктах 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 настоящего Регламента, является аналитический отчет, подготовленный:

- в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- при рассмотрении ходатайства, уведомления;

- по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;

- по итогам анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенного Антимонопольным органом в плановом или инициативном порядке.

Структурное подразделение антимонопольного органа, осуществляющее контроль и надзор на соответствующем товарном рынке  обеспечивает подготовку аналитического отчета, содержащего результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа (далее - Аналитический отчет), и заключение о том, какую долю имеет хозяйствующий субъект на рынке определенного товара (далее - Заключение).

Аналитический отчет подписывается руководителем отраслевого структурного подразделения и в суточный срок направляется служебной запиской отраслевого структурного подразделения в ответственное структурное подразделение для начала исполнения им соответствующей административной процедуры.

В соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента  включение хозяйствующего субъекта в Реестр, исключение хозяйствующего субъекта из Реестра, внесение изменений в Реестр осуществляется на основании приказа Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом (товарный рынок может рассматриваться как рынок Российской Федерации в целом, если его географические границы выходят за пределы территории, на которой осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы).

Пунктом 1.4 Административного регламента также установлено, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2013 по делу n А13-12443/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также