Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А05-15590/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 апреля 2013 года

г. Вологда

Дело № А05-15590/2012

         Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.

         В полном объеме постановление изготовлено 29 апреля 2013 года.

         Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.   при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

         при участии от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» Забелиной В.В. по доверенности от 01.02.2013 № 001юр/134-13,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 февраля 2013 года по делу № А05-15590/2012 (судья Звездина Л.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» в лице Главного управления по Архангельской области                (ОГРН 1057601091151; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по                 Архангельской области (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2012 № 07-85/2012, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 февраля  2013 года по делу № А05-15590/2012 заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что в действиях общества имеется состав вмененного ему правонарушения.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 28.04.2012 № 90-р в период с 14.05.2012 по 08.06.2012 проведена плановая документарная проверка общества.

По результатам проверки составлен акт от 08.06.2012 № 58-90/1-2012, в котором отражено, что в ходе проведения плановой документарной проверки общества не представилось возможным оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю, в связи с этим необходимо провести выездную проверку по вопросам, изложенным в акте от 08.06.2012             № 58-90/1-2012 (том 1, листы 56-64).

В связи с этим управлением на основании распоряжения от 15.06.2012               № 128-р в период с 25.06.2012 по 20.07.2012 с привлечением специалистов федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» -                  «Центр лабораторного анализа и технических измерений по                    Архангельской области» (далее - ФБУ «ЦЛАТИ по Архангельской области») проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки (03.07.2012, 04.07.2012, 09.07.2012) управлением проведено обследование территории общества (территория мазутного хозяйства и маслохозяйства Северодвинской ТЭЦ-2, территория цеха топливоподачи и маслохозяйства Архангельской ТЭЦ, территория цеха топливоподачи Северодвинской ТЭЦ-1), в ходе которого специалистами                 ФБУ «ЦЛАТИ по Архангельской области» отобраны пробы почвы, что нашло отражение в протоколах отбора проб почв от 03.07.2012 № 21, 22, 23, 24, 25 (том 1, листы 81, 84, 87, 90, 93); от 04.07.2012 № 31, 32, 33, 34, 35, 36 (том 1, листы 102, 104, 106, 108, 110, 113); от 09.07.2012 № 27, 26 (том 1, листы 96, 99), также составлены схемы отбора проб почвы на содержание нефтепродуктов (том 1, листы 82. 85, 88, 91, 94, 97, 11, 114.

По результатам проверки уполномоченное должностное лицо административного органа 25.07.2012 составило акт проверки № 83-128/2-2012, в котором зафиксировало ряд нарушений требований водного, земельного, природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, допущенных обществом. При этом указав, что без результатов химического анализа отобранных проб почвы невозможно сделать вывод о том имеются ли места загрязнения земельных участков нефтепродуктами. В случае установления в протоколах химического анализа этих проб превышения предельно допустимой концентрации нефтепродуктов, ответчик возбудит административное расследование по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (том 1, листы 82-76).

В результате проведенных анализов проб почвы  на территории общества (территория мазутного хозяйства и маслохозяйства Северодвинской ТЭЦ-2, территория цеха топливоподачи и маслохозяйства Архангельской ТЭЦ, территория цеха топливоподачи Северодвинской ТЭЦ-1) выявлено превышение предельно-допустимой концентрации нефтепродуктов в почве. Указанные сведения отражены в протоколах испытаний (том 1, листы 80, 83, 86, 89, 92, 95, 98, 101, 103, 105, 107, 109, 112).

По факту выявленных нарушений уполномоченное должностное лицо управления 07.11.2012 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении № 07-85/2012, в котором указало, что заявитель допустил нарушение требований пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 3 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Рассмотрев указанный протокол и материалы дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо административного органа 20.11.2012 вынесло в отношении заявителя постановление                               № 07-85/2012, которым признало общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и назначило ему административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие к частичному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки определены статьей 46 названного Закона.

Статьей 51 Закона об охране окружающей среды установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в том числе запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 11 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии со статьей 13 указанного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В рассматриваемом случае управлением при проведении проверки установлено и заявителем не оспаривается, что общество осуществляет хозяйственную деятельность по переработке нефтепродуктов.

Оспариваемым постановлением административным органом заявителю вменяется порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, надлежащих доказательств, подтверждающих факт совершения рассматриваемого правонарушения заявителем, ответчиком не предъявлено.

Оспариваемым постановлением административным органом заявителю вменяется в вину порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Следовательно, в данном случае административный орган, принимая решение о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, должен доказать наличие одновременно факта порчи плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и осуществление противоправных действий именно обществом.

Доказательствами по делу об административном

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А05-9811/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также