Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу n А44-6087/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 апреля 2013 года                         г. Вологда                     Дело № А44-6087/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                    Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 ноября 2012 года по делу № А44-6087/2012 (судья Максимова Л.А.),

                                      у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (ОГРН 1027804862755; далее – ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению – Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – учреждение, ГУ - Новгородское региональное отделение ФСС РФ) о признании недействительным решения от 17.05.2012 № 117 о непринятии к зачету расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с февраля 2010 года по июнь 2011 года в сумме              7697 рублей 61 копейки.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 ноября                 2012 года по делу № А44-6087/2012 требования общества удовлетворены.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на правомерность принятия оспариваемого решения в отношении филиала общества, а не самого юридического лица; указывает, что вручение акта проверки от 20.04.2012 № 225 и уведомления от 23.04.2012 № 151 о рассмотрении материалов проверки руководителю филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» подтверждают факт уведомления общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили, общество заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, поэтому дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании решения от 19.03.2012                   № 186 сотрудниками учреждения проведена плановая выездная проверка филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Новгородского линейного производственного  управления  магистральных  газопроводов (далее – Новгородское ЛПУМГ) по вопросу правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.

По результатам проверки оформлены справка о проведенной выездной проверке от 12.04.2012, акт проверки от 20.04.2012 № 225.

Рассмотрев акт от 20.04.2012 № 225, заместитель управляющего ГУ - Новгородского регионального отделения ФСС РФ принял решение от 17.05.2012 № 117 о непринятии к зачету расходов в сумме 7697 рублей                       61 копейки, произведенных на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Общество не согласилось с вышеназванным решением и обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Основанием для признания оспариваемого решения недействительным послужил вывод суда первой инстанции о нарушении учреждением порядка проведения проверки, предусмотренного нормами  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ к числу субъектов обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели).

Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона           № 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Закона, Законов № 165-ФЗ, 212-ФЗ, иных федеральных законов.

В пункте 1 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ указано, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются в числе прочих юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Из положений Устава ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» следует, что Новгородское ЛПУМГ - филиал общества, наделено имуществом, имеет отдельный баланс, расчетный счет и производит выплаты физическим лицам.

В силу вышеприведенных законоположений Новгородское ЛПУМГ страхователем не является.

Довод учреждения о том, что после регистрации юридического лица по месту нахождения его филиала, для территориального органа страховщика данный филиал приобретает статус страхователя, противоречит нормам действующего законодательства.

На основании части 1 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ).

На основании части 5 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

Порядок проведения выездной проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 35 Закона № 212-ФЗ.

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения (часть 3 статьи 35 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 35 названного Закона предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом № 255-ФЗ (часть 8       статьи 35 Закона № 212-ФЗ).

В порядке, предусмотренном статьей 39 Закона № 212-ФЗ, по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов выносится решение.

В части 1 статьи 39 данного Закона установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5     статьи 38 Закона № 212-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 3 указанной статьи Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Исходя из положений частей 4, 5 статьи 39 названного Закона при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно части 8 статьи 39 Закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Из системного толкования указанных норм следует, что правила проведения проверок по контролю за уплатой страховых взносов и принятия решений в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ, подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, ГУ - Новгородское региональное отделение ФСС РФ обязано известить лицо, в отношении которого проводится проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Необеспечение лицу, в отношении которого проводится проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, является основанием для признания решения учреждения недействительным.

Из материалов дела следует, что ГУ - Новгородское региональное отделение ФСС РФ провело выездную проверку по вопросам правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении филиала общества - Новгородского ЛПУМГ.

Акт от 20.04.2012 № 225 и уведомление от 23.04.2012 № 151 о времени и месте рассмотрения материалов проверки вручены Иванько В.В. - руководителю филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». В адрес общества указанные документы не направлялись.

Из пункта 7 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81 (далее – Методические указания) следует, что отделения     ФСС РФ могут проводить документальные выездные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу n А66-11198/2010. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также